Невыборы: почему торопилась АРФД

20/03/2007 Тигран ПАСКЕВИЧЯН

Начало Невыборы – Время “черной работы”

С 1988 по 90-ый годы почти столетняя национальная партия АРФД, которая гордится созданием первого независимого государства, но никак не воспринимает львиную долю ответственности за исторический факт его падения и потери территорий, двойственно и с неуверенностью смотрела на тенденции независимости, постепенно преобладающие в Движении. В то время в виде анекдота из уст в уста передавалась позиция “Будучи сторонниками независимости, мы пойдем против разделения”, что было ничем иным, как мешканием.

АРФД мешкала из опыта 1918 года. Она знала, что независимость не приобретают, как в 1990 году, а находят ее под обломками империи, как это было в 1918 году. Потому надо было подождать. Ждать, пока разрушится могучая империя, а если бы не разрушилась, чем была бы теперь НКР, чей суд так яростно и горячо поддерживали многочисленные зарубежные и малочисленные местные дашнаки.

Подозрения были настолько велики, что АРФД даже не создала в Армении структуры, а, как мне известно, была представлена в виде организации под названием партия Национальной независимости Армении. В случае, если бы СССР не распался, эту партию можно было быстро ликвидировать, не оставив следов от АРФД, а в случае достижения независимости представиться в виде АРФД и как ее апологет.

“Все армяне – дашнаки, – говорил один из организаторов ПННА, бывший моим другом, – одни это сознают, другие – нет”. Он очень сожалел, что я принадлежу к несознающим. Говоря о независимости, он постоянно говорил, что ее могут воостановить лишь дашнаки, и никто другой.

Дашнаки всегда считали АОД пеной общенационального движения и почти всегда относились к ним с недоверием. Они считали, что этот сброд быстро расчленится, и весь имеющийся в нем потенциал перейдет в АРФД. Между тем, как здоровую силу, они всегда указывали на Вазгена Манукяна.

Имеющая в армянской политической реальности четкую позицию политическая сила так и не заметила, как под носом у Москвы был избран Верховный совет, как пришла независимость, за которую на всенародном референдуме проголосовало не сознающее себя дашнакским население. Таким образом, АРФД пропустила историческую принадлежащую ей и только ей миссию восстановителя независимости.

Первые президентские выборы были хорошим шансом исправления ошибки, однако только что ступившая на армянскую землю партия не сумела воспользоваться им. Могучее всенародное движение, конечно, потребовало бы хоризматичного лидера, которым не мог быть Народный артист Сос Саркисян, как бы народ его не любил и не почитал.

АРФД могла пропустить эти выборы, подождать следующих, однако политические амбиции не позволяли. Хотя партия уже проявилась, тем не менее выдвигая народного артиста вместо политического деятеля партия вновь страховала себя. В 91-ом году СССР, конечно, уже был расчленен, однако в случае, не дай бог, реанимации статус народного пригодился бы.

У АРФД были также исключительные амбиции относительно Арцахской освободительной войны, однако и на этот раз не были учтены всенародные порывы. Несмотря на качественное большинство идейных добровольцев и принятие в свои ряды по принципу “Оружие в замен на партию”, АРФД не удалось понести всю ответственность за освобождение. Народ ждал большого потока дашнаков из-за рубежа, однако на поле боя пришли лишь единичные представители мифической тайной армии, чем и обусловилась очередная неудача создания имиджа исключительности.

В Армении оставался лишь один шанс на самоутверждение: использование энергии закаленных в боях бойцов для быстрого захвата власти. Нельзя было ждать, потому что на следующих выборах либо власть Тер-Петросяна была бы продлена, либо к власти пришло бы АОД. Шансов прийти к власти путем выборов у АРФД не было, потому что у страдающей исключительностью партии не было исключительных лиц, а идея освобождения уже исчерпала себя.

Продолжение следует…