А пока что для «более эффективной подготовки» встречи двух президентов в Армению впервые с двухдневным визитом прибыл новый педседатель ОБСЕ, министр иностранных дел Бельгии Карел де Гухт.
Вопреки мнению мирового сообщества, президент Нагорно-Карабахской Республики Аркадий Гукасян не разделяет оптимизма относительно скорого урегулирования конфликта. В последнее время вообще на самом разном уровне очень много говорится о Карабахском конфликте, причем в качестве наиболее вероятного срока урегулирования указывается 2006-й год. Тем не менее, президент НКР А. Гукасян склонен считать, что в действительности стороны еще далеки от урегулирования. «Исходя из заявлений руководства Азербайджана, я не думаю, что стороны карабахского конфликта близки к урегулированию, – заявил в ходе состоявшейся на днях встречи с Карелом де Гухтом Аркадий Гукасян, добавив: – Когда я слышу, как президент Азербайджана поручает своим ученым доказать, что карабахцы – «гости на своей земле», то мне непонятно, о каком урегулировании может идти речь. Кроме того, 600-миллионный военный бюджет и постоянные разговоры о военном решении укрепляют мой пессимизм». А. Гукасян вновь поднял вопрос и необходимости участия НКР в переговорном процессе, выразив мнение, что без участия НКР невозможно решить прямо вопросы, которые касаются ее напрямую. У карабахской стороны, подчеркнул он, имеется множество вопросов, вязанных с пакетом урегулирования конфликта. Все эти свои озабоченности г-н Гукасян откровенно выразил во время встречи с К. де Гухтом. Председатель ОБСЕ не возражал и подчеркнул, что НКР должна в обязательном порядке участвовать в переговорах.
«Когда вопрос должен решаться именно с нами, но с нами не разговаривают, то это несколько непонятно, – говорит руководитель карабахского государства. – Я сказал председателю ОБСЕ, что если Азербайджан хочет видеть НКР в составе Азербайджана, то это его желание, а наше желание – независимость. Когда Азербайджан ведет переговоры с Арменией и отказывается от диалога с НКР, то становится понятно, что официальный Баку делает это с единственной целью – представить Армению в качестве агрессора. Я считают это пропагандой. Когда Азербайджан начнет переговоры с Нагорным Карабахом, то это будет означать, что Баку пытается отказаться от пропаганды и больше говорить об урегулировании конфликта. У нас имеется множество вопросов к Азербайджану, и если азербайджанская сторона действительно желает скорейшим образом урегулировать вопрос, то она должна ускорить процесс начала диалога с НКР». Что же касается их позиции, то, по словам Аркадия Гукасяна, то Нагорный Карабах давно уже провозгласил свою независимость, а власти Карабаха являются слугами своего провозгласившего свою независимость народа и обязаны защищать эту независимость. «Мы не откажемся от своей независимости, – заявил журналистам Аркадий Гукасян. – А все прочие вопросы мы готовы обсудить в рамках переговорного процесса. Для нас нет закрытых тем, мы готовы обсудить любой вопрос, который поставит Азербайджан. Естественно, что и Азербайджан рассмотрит любой волнующий нас вопрос. Здесь не может быть одностороннего движения. Переговоры – процесс обоюдный. Наша искренность и готовность к компромиссам прямо пропорциональна подобной же готовности Азербайджана».
НКР нужно международное признание
А вот сам Карел де Гухт на созванной 25-го января в МИДе РА и начавшейся с часовым опозданием пресс-конференции сказал, что участие карабахской стороны в переговорном процессе по урегулированию затрудняется тем обстоятельством, что НКР не является признанным на международном уровне субъектом. Председатель ОБСЕ и сам прекрасно представляет, что решается будущее Нагорного Карабаха. «Однако Нагорный Карабах не имеет международного признания, что в настоящее время затрудняет ситуацию для обеих сторон», – высказал он свое мнение. Г-н Гухт надеется, что в Париже президенты обеих стран «выкажут мужество и мудрость» для достижения согласия. «После достижения в Париже согласия по основным принципам урегулирования конфликта очень важно надлежащим образом применить их на деле. Это тоже я очень четко сказал президентам», – заявил он.
Что же касается вопроса об имеющемся по урегулированию документе, то на него вместо г-на Гухта ответил Вардан Осканян. По его словам, пока имеется лишь все тот же одностраничный документ, выработанный министрами иностранных дел Армении и Азербайджана во время их лондонской встречи. «Сегодня имеется одностраничный документ. В этом документе закреплены общие принципы, и в случае достижения согласия по ним документ этот может быть преобразован в проект. Возможно также, что во время переговоров этот документ будет отложен в сторону, а обсуждаться станут совсем другие вопросы, – сказал В. Осканян. – Президенты не связаны документами. Они могут не принять предложенного сопредседателями документа и сосредоточиться на тех положениях, которые считают важными и желают обсудить».
Кстати, что касается слухов о размещении миротворцев, то Карел де Гухт сказал: «Мы должны разместить миротворческие войска, осуществить восстановительные работы, а стороны должны получить гарантии от международных структур». Журналисты напомнили председателю ОБСЕ, что между сторонами еще в 1994-м году было заключено перемирие, которое неоднократно нарушалось. А поэтому как может ОБСЕ гарантировать, что и это соглашение не будет нарушено – если, конечно, такое соглашение будет достигнуто? «У ОБСЕ нет войск, и мы не намерены иметь их. ОБСЕ выполяет роль брокера. Мы можем лишь сказать, войсками какой страны они могут быть, на какой срок, и согласовать это со сторонами», – ответил г-н де Гухт. Но войска каких именно стран могут быть расквартированы в Карабахе, председатель ОБСЕ говорить не стал. А В. Осканян сказал лишь, что обсуждать этот вопрос пока преждевременно. «В конце концов, этот вопрос будет решать ОБСЕ или тот орган, который возьмет на себя задачи миротворческой миссии, разумеется, с согласия сторон, – отметил он и тут же добавил: – Но прямо сегодня заявлю, что мы не можем принять в регионе войска Турции».
P.S. Кстати, вчера же г-н Осканян заявил, что Армения заинтересована в сохранении мира в Иране и что Армения озабочена развитием ситуации у своего непосредственного соседа. По словам Осканяна, между Арменией и Ираном сложились хорошие отношения: строится газопровод, очень важный с точки зрения энергетической безопасности Армении, существует и ряд других взаимовыгодных проектов, растет товарооборот, обе страны развивают сотрудничество в самых разных областях. Глава МИД РА выразил надежду, что дело с ядерной программой Ирана и связанными с ним санкциями не дойдет до Совета безопасности ООН и что все проблемы будут решены путем мирных переговоров.