У Артура, с первых же дней конфликта принявшего участие в военных действиях, уже в годы войны было 6 детей.
Сейчас в этой семье 10 детей – 3 сына и 7 дочерей, и сейчас ждут 11-го. Вот же 5-й год Хачатряны живут в возрождаемом селе Варанда Мартунинского района. Как рассказывает Артур, у них было уже 8 детей, когда государство предоставило им трехкомнатную квартиру. Сейчас у них имеется в Варанде еще один дом, который им дали несколько лет назад. Сейчас семья, состоящая из 12-и человек, живет в трехкомнатной квартире, нуждающейся в капитальном ремонте.
Самому старшему из детей 19 лет, самому младшему – 9 месяцев. На имена 8-го, 9-го и 10-го детей открыты банковские вклады – семья ежемесячно получает с них проценты. По словам Артура, месячный бюджет семьи составляет 50 тысяч драмов, что является мизерной суммой для семьи из 12 человек, тем более что двое из детей на платных основаниях учатся в одном из университетов в Степанакерте. . Кроме того, как выяснилось во время беседы, школа в селе 8-летняя, так что Артур вынужден был послать одного из старших детей в Степанакерт для продолжения образования. Следует отметить, что и в последующие годы дети по очереди вынуждены будут отправляться в столицу НКР, потому что от соседнего села, где имеется 10-летка, несколько километров.
«Все прекрасно понимают, насколько сегодня трудно содержать в Степанакерте двух детей-студентов и одного школьника, тем более – для многодетной семьи», – говорит Артур Хачатрян. Сами они занимаются в селе огородничеством, сеют пшеницу. «Мне с большим трудом удается обрабатывать 4 га посевов, зерна с которых хватает на наши нужды, – продолжает он. – Нельзя сказать, что живем нормально, просто влачим существование. У нас имеется множество нерешенных проблем, опять-таки связанных с нехваткой финансов». На семью из 12 человек, по его расчетам, требуется не менее 150 тысяч драмов. И все-таки, даже при таких нелегких условиях он считает, что ожидаемый 11-й ребенок будет вовсе не последним, ибо он действительно желает иметь большую семью. «Правда, сейчас немного трудновато, но надеюсь, что в будущем дети добьются своего, потому что очень стараются», – сказал Артур Хачатрян.
Рассказывая о делах и проблемах семьи, жена Артура, Алина Севликян, сетует на то, что если годы назад Армянская Евангелическая ассоциация (АЕА) оказывала помощь одному из детей, то по достижении им 16-и лет эта помощь прекратилась и не перешла «по наследству» следующему. В связи с этим мы обратились к степанакертскому представителю АЕА Арсену Манасяну. Тот объяснил, что помощь семье Хачатрянов была прекращена по двум причинам: во-первых, отказался благотворитель, во-вторых, семья перебралась из Степанкерта в Варанду, где АЕА не осуществляет программ. В то же время он сообщил, что согласно договору, благотворитель финансирует ребенка до 16-и лет, после чего патронаж семьи осуществляется по выбору благотворителя. По словам А. Манасяна, их организация оказывает поддержку многодетным семьям в Степанакерте, райцентрах и некоторых селах, в том числе и возрождаемых, но не во всех.
«Мы очень нуждаемся в благотворителях, – сказала в беседе с нами Алина Севликян. – По этому вопросу мы обращались в разные органы, но до сих пор не получили положительного ответа. Мы были бы рады, если б кто-нибудь взял на себя хотя бы плату за учебу двух наших детей».