Не устраивайте «Смерть Кикоса»

15/01/2006 Бабкен ТУНЯН

На днях в клубе «Зеркало» на вопросы журналистов отвечали председатель постоянной комиссии по финансово-кредитным, бюджетным и экономическим вопросам НС РА Гагик Минасян и член той же комиссии, известный бизнесмен Хачатур Сукиасян.

Разговор, естественно, шел об экономике РА, результатах 2005-го года, ожиданиях и прогнозах на будущий год. Оба гостя журналистов сошлись во мнении, что мы имели в этом году нормальный экономический рост и что в будущем году темпы роста будут такими же.

Тем не менее, г-н Сукиасян выделил одно из самых мешающих развитию обстоятельств, а именно – бюрократизм. «Когда физическое лицо вступает в дело с другим физическим лицом, или одно юридическое лицо – с другим юридическим лицом, то все идет совершенно нормально. Договоренности действуют, заказы выполняются вовремя – словом, складываются совершенно великолепные рыночные отношения. Но стоит только гражданину или юридическому лицу вступить в отношения с государством, как тут же начинается непонятное. Человека не ценят, его могут попросту выкинуть вон, не обслужить, и люди уходят недовольные», – сказал он.

Г-н Минасян самым важным залогом развития экономики посчитал защиту экономической конкуренции. «Чем совершенней будет конкуренция, тем здоровей будут экономические отношения, – сказал он. – Нет и не может быть ничего важнее экономической конкуренции».

Спросили у депутатов и о зарубежных трансфертах, которых, по оценке председателя Центробанка РА Т. Саркисяна, составляет около 1 миллиарда долларов. Журналистов интересовало, в частности, в какой степени эти суммы служат созданию платежеспособного спроса, а следовательно, и предложения? Или, проще говоря, в какой степени служат развитию экономики?

В прессе упоминания об этом миллиарде долларов подаются, по сути, с таким контекстом, что мы якобы существуем за счет этих денег, поступающих главным образом из США и России. Как отметили депутаты, миллиард долларов – столь уж большие деньги, если сравнить их с ВВП. Г-н Сукиасян сообщил, что трансферты получают все страны, в часности, для Грузии эти суммы составляют около 600 млн долларов. И, между прочим, чем больше мы получаем, тем больше и отдаем, поскольку пассивное сальдо импорта и экспорта остается по-прежнему большим. Г-н Минасян указал, что здась мы имеем положительную динамику: «Правда, отрицательный баланс велик, но когда мы сравниваем его с ВВП, то видим, что он имеет тенденцию к снижению. Если в 2001-м году отрицательное сальдо внешней торговли составляло 25 процентов от ВВП, то в 2005-м – оно сократилось вдвое и составило 12 процентов».

Как и ожидалось, не обошли молчанием и «газовый вопрос». Подхлестнутая увеличением тарифов на газ инфляция может отрицательно сказаться на конкурентоспособности нашей продукции, а значит, и на росте экспорта. Х. Сукиасян считает, что воздействие этого ощутят все, а более всего экспортеры, Но, вообще-то, отрицательные последствия будут не столь уж велики. В подорожании газа Х. Сукиасян видит и некий положительный мопаент: «Если стоимость газа была искусственно занижена, то его повышение до нормальной рыночной цены можно рассматривать как положительное явление, поскольку сейчас многие организации начнут задумываться о необходимости найти альтернативные источники энергии и инвестировании средств в эту сферу. В условиях нынешних искусственно заниженных цен такие инвестиции не соблазняют. Думаю, начиная с 2008-го у нас в этом направлении будут уже значительные результаты».

Г. Минасян был полностью согласен со своим коллегой: «Это будет способствовать формированию здорового конкурентного поля». Весь вопрос, однако в том, действительно ли эти цены рыночные и конкурентные? Так, скажем, могут ли производители товаров в Армении, получающей газ по 110 долларов за 1000 кубометров, конкурировать на постсоветском рынке с белорусами, покупающими газ по 46 долларов?

Г-н Минасян отметил, что цена на газ от них (то есть от нашего правительства) не зависит. «Однако у нас есть три важных ресурса, чтобы противостоять этому. Это газопровод из Ирана, за который мы будем рассчитываться электроэнергией, запуск 5-го блока Разданской ТЭЦ, которая будет технически перевооружена и начнет вырабатывать гораздо более дешевую электроэнергию, и Ереванская ТЭЦ, которая благодаря помощи Японии будет оснащена суперсовременными технологиями», – сообщил г-н Минасян. Подчеркнул он и значение строительства ветроэлектростанций и малых ГЭС.

Не забыл председатель парламентской комиссии и самих журналистов. «В некоторых газетах высказываются зловещие мнения в связи с подорожанием газа. Эти цены еще не окончательны. Так что не надо забегать поперед батьки и устраивать «смерть Кикоса». Не надо пугать меня. Пусть каждый человек занимается своим делом. Будет гораздо лучше поговорить о том, как противостоять этому, например, о запуске 5-го энергоблока. Четвертая власть должна направлять общество», – резюмировал он.

Тут, однако, возникает целый ряд вопросов. Так, во-первых, если подорожание газа не окажет на нашу экономику существенного воздействия, то почему власти всего месяц назад с таким упорством отрицали слухи об этом подорожании? Во-вторых, если относительно цен пока ничего не ясно, то почему высокопоставленные российские деятели и руководители «Газпрома» заявляют, что для всех государств Закавказья установлена единая цена – 110 долларов за 1000 кубометров?

Что же касается «смерти Кикоса» и запугивания народа, то с уверенностью можно сказать, что туманные и ничего не говорящие заявления властей пугают народ больше, чем самые мрачные предположения. А говорить только о вещах хороших присуще именно властям, противном случае газеты уподобились бы рекламным щитам с восхвалениями правительства.

Кстати, в этом вопросе не согласился со своим коллегой и г-н Сукиасян, отметивший, что разработка и осуществление вариантов – дело именно властей, а не журналистов.

С помощью ресурсов, указанных г-ном Минасяном, возможно будет противостоять энергетическим невзгодам лишь в будущем, а вот что может уже в следующем году предпринять правительство – кроме разве что российского кредита? В ответ на этот вопрос г-н Минасян опять посоветовал не лезть в пекло поперед батьки и ответил: «Мы не обязательно должны брать кредит у России: кредит нам могут предоставить и международные организации, скажем, Всемирный банк».