В последнее время звучат самые разные оценки относительно урегулирования Карабахского конфликта. Власти РА и мировое сообщество считают, что 2006-й год очень хорошо подходит для того. чтобы найти окончательное решение. Однако президент НКР Аркадий Гукасян заявил недавно, что мы все еще далеки от урегулирования. 19-го декабря у нас состоялась краткая беседа с министром иностранных дел НКР Арманом Меликяном.
– Г-н Меликян, сегодня часто можно слышать, что 2006-й год – самое удобное время для урегулирования проблему Карабаха. Как вы считаете, возможно ли в будущем году достичь урегулирования?
– Мне это не кажется столь уж вероятным. Это не исключается, но лично я не вижу этих оснований для оптимизма. Оценки мирового сообщества – проявление оптимизма, которые, может, в определенной степени имеют право на существование. Но только время может показать, так это или нет.
– Как бы вы прокомментировали собственный «пессимизм»?
– У конфликта, как такового, сложная конфигурация. В конце концов, этим вопросом занимаются вот уже больше десяти лет, но ни к какой развязке пока так и не пришли. Эту проблему не так уж и легко решить.
– Ряд деятелей в Армении, в том числе и Арам З. Саркисян, заявляют, что разрешению конфликта мешает, так сказать, отсутствие концепции – поскольку не закреплено, хотим ли мы решим решить проблему на основе принципа самоопределения, территориальной целостности или какой-либо иной логики.
– Я могу сказать, что единая программа того, как мы должны идти вперед, не написано. Но есть принципы, которые мы для себя признали, и этими принципами мы и руководствуемся. Главный принцип по нашей части заключается в том, что процесс международного признания НКР мы дифференцируем от процесса урегулирования новой ситуации, возникшей вследствие агрессии Азербайджана. Урегулирование и международное признание – разные процессы, и необязательно, чтобы решение их было взаимосвязано. Хотя, в случае благоприятного хода событий, одно может стать стимулом для другого. То есть, международное признание может привести к быстрому решению по мирному урегулированию конфликта.
– Президент НКР Аркадий Гукасян выразил в Ереване свое «недовольство» тем, что карабахская сторона не является стороной переговоров. Как вы считаете, действительно ли это обстоятельство препятствует урегулированию конфликта.
– Это плохо для переговорного процесса. Без участия НКР нет цельного формата переговоров.
– А можете ли вы указать сроки разрешения конфликта?
– Нет, не могу. Даже на ближайшее время.