Конкретных ответов на вопросы о газе ни от кого в нашей стране получить невозможно. Именно поэтому мы вынуждены руководствоваться соображениями и догадками, которые, к сожалению, всегда оказываются верными. Еще месяц назад, стоило только зайти разговору о подорожании газа, все единодушно отвергали такую возможность.
Теперь уже не отвергает никто. Неясен был только вопрос стоимости, но и он уже уточнен, тем более что председатель совета директоров «Газпрома» Д. Медведев в передаче «Вести недели» конкретизировал муссируемые цифры. Таблица, показанная Российским телевидением, имела следующий вид:
Таблица 1
Цена 1000 кубометров газа (в долларах США)
Прежняя цена Новая цена
Беларусь 48 48
Молдова 80 160
Армения 56 110
Азербайджан 60 110
Грузия 68 110
Как видим, для всего Закавказья применена одна общая цена – 110 долларов. Это удивило даже ведущего передачи С. Брылева. «Говоря Закавказье, вы имеете в виду и грузи, которую не назовешь самой дружественной России страной, и партнера России Армению?» Г-н Медведев совершенно спокойно ответил: да, и Азербайджан тоже. И хотя комментарии, как говорится, излишни, тем не менее, некоторые комментарии мы все-таки дадим. При всех утверждениях о рыночных принципах и отношениях пример Беларуси (цена для которой осталась неизменной) показывает, что это не совсем так. Сохранение для Беларуси прежней цены россияне объясняют тем, что газопровод принадлежит «Газпрому», который на долгосрочной основе арендует землю, по которой проходит труба. Но как быть в таком случае с мировыми ценами на газ и с повышением цен на газ в самой России, которыми русские пытаются оправдать свой шаг? Ясное дело, что Беларусь для России стоит особняком. Но тут возникает определенное противоречие. Если пример Беларуси и Украины показывает, что цена на газ находится в прямо пропорциональна преданности данной страны России (чем преданней – тем ниже цена), то в случае Закавказья мы сталкиваемся с картиной прямо противоположной. Никто не может отрицать, что по «критерию преданности» России первое место в Закавказье занимаем, бесспорно, мы, второе – Азербайджан, третье – Грузия, показатель которой вообще составляет отрицательное число. Давайте теперь рассмотрим вышеприведенную таблицу с несколько иной точки зрения и посмотрим, на сколько процентов для каждой страны повысилась цена.
Таблица 2
Изменение цен на газ (в процентах)
Изменение цены Изменение цены
(в долларах) (в процентах)
Армения 54 96,4
Азербайджан 50 83,3
Грузия 42 61,7
Из этого со всей определенностью выясняется, насколько выгодно нм «стратегическое партнерство». В процентом отношении больше всего страдаем мы, то есть, именно население именно нашей страны больше всего почувствует на себе все «прелести» подорожания газа. На этом фоне весьма примечательными выглядят слова министра энергетики РА А. Мовсисяна, который по возвращении из Сочи с гордостью заявил: «Предложенная нам Россией цена – самая низкая. Для остальных стран установлены более высокие цены». После чего добавил: «Россия ни с одной другой страной, кроме Армении, не ведет переговоров по этому вопросу». Отметим, что в момент, когда было сделано это заявление, переговоры России с Украиной, имевшие уже девятимесячную историю, еще продолжались. Но даже если это так, что какой от этого прок, если г-н Медведев совершенно четко отметил: «Политические союзы и цена на поставляемый в Закавказье газ невзаимосвязаны». То есть, «стратегический партнер» ты или кто там еще, но обязан выкладывать столько же, сколько и остальные.
А теперь перейдем к теме переговоров. Хотя цифру 110 долларов за 1000 кубометров никто не отрицает, тем не менее, в «АрмРосгазпроме» нам сообщили, что переговоры еще продолжаются. То же самое заявил и министр Мовсисян. Однако, судя по всему, переговоры эти идут не по вопросам установленной Россией цены, а относительно порядка уплаты. То есть, наши стремятся сделать все возможное, чтобы хоть как-то смягчить для нашего народа последствия подорожания газа вдвое. Каким образом можно достичь этого? В прошлом номере нашей газеты мы указали, что возможно субсидирование за подорожание. Однако российский «Коммерсантъ» представил этот процесс в несколько более интересных тонах. «Предполагается, что армяне будут платить ту же сумму, что и прежде, – пишет газета. – Для выплаты разницы между прежней и новой ценой Армения получит кредит, который будет покрыт следующим образом – России перейдут акции некоторых армянских компаний». Так что вовсе не исключено, что наш «старший брат» заберет у нас новые заводы и задействует их столь же эффективно, как и те, что забрал раньше. Этот вариант не лишен логики, особенно если учесть, что такое же предложение было сделано и Украине: в частности, русские хотят приобрести контроль над украинскими газораспределительными сетями. «Мы предложили Украине оставить у себя 50 процентов это системы, а остальные 50 процентов постепенно передать нам по рыночным ценам», – сказал Д. Медведев.
Чего захотят от нас русские, пока неизвестно. Учитывая профессиональный интерес «Газпрома», не исключено, что это может быть «АрмРосгазпром», а точнее – та часть акций этой компании, которой мы еще владеем. Сказать что-нибудь конкретное сейчас очень трудно, однако мы считаем, что результаты переговоров скоро станут известны – по всей вероятности, они завершатся еще до 1-го января. Мы основываемся на словах самого Д. Медведева о том, что «если договор с Украиной не будет заключен до 1-го января, то «Газпрома» не будет никаких оснований для поставок ей газа». Согласно этой логике, если до 1-го января договор не будет заключен, то и нас могут лишить газа. Остается только ждать и гадать, какой подарок на Новый год преподнесем мы «старшему брату».