А цены-то, оказывается, снизились…

18/12/2005 Карапет ТОМИКЯН

14-го декабря председатель Центрального банка РА Тигран Саркисян выступил с лекцией в Государственном экономическом институте и ознакомил студентов и специалистов с осуществляющей ЦБ с 1-го января новой стратегией кредитно-денежной политики – целенаправленной ценовой политикой.

Как мы знаем, согласно закону «О центральном банке РА», главной целью Центробанка является обеспечение стабильности цен. Цель, естественно, оправдывает средства. Каковы же были, однако, те средства, которые не «оправдали» себя, из-за чего ЦБ и решил сменить их? С 1994-го года ЦБ ведет целенаправленную политику в сфере денежных агрегатов (или, проще говоря, количества денег). То есть, ЦБ, воздействуя на количество денег, регулирует рост цен. Однако, по словам Т. Саркисяна, в последние 3 года эта цепочка не действовала, причем «виноват» в этом оказался экономический рост. «Из-за высокого экономического роста денежная база вырастает на 40 процентов, тогда как наш программный показатель – 8 процентов. Резкие отклонения программного показателя ставят под угрозу авторитет ЦБ», – признается глава Центробанка. В соответствии с новой стратегией ЦБ обнародует программный или средний показатель роста цен из расчета на год или определенный временной промежуток, а если случатся отклонения от него, то ЦБ даст разъяснения. «В нашей политике ожидаются качественные изменения – отныне основным инструментом для воздействия на уровень роста цен станет процентная ставка», – отмечает Т. Саркисян. Можно предположить, что ЦБ, оказавшись не в состоянии регулировать количество денег, избрало новый способ – процентную ставку, то есть стоимость денег. Кстати, одной из причин «неуправляемости» количества денег является наличие большого количества «теневых долларов» в нашей экономике.

Естественно, что г-н Саркисян не мог не коснуться нынешнего уровня роста цен. Отметив, что в течение 1998-2004-м годах в среднегодовой рост цен составил в республике 2,4 процента, председатель ЦБ сказал, что за 11 месяцев этого года цены снизились тоже на 2,4 процента, чему «никто не верит». На реплику студента, что несмотря на официальные заявления о снижения цен, общество «на собственной шкуре» чувствует их подорожание, Т. Саркисян ответил, что нет в мире такой страны, где граждане не жаловались бы на рост цен. Он считает также, что разработанный в 2002 г. состав потребительской корзины, на основе которой рассчитывается уровень цен, сегодня не соответствует реальной картине потребления армянской семьи среднего слоя. Есть много разного рода товаров, которые хотя и потребляются средней армянской семьей, однако не учитываются при расчете среднего индекса цен. Тогда, может быть, в расчете индекса действительно «участвуют» те товары, цены на которые не растут?

Почему же Центральный банк РА не ведет столь целенаправленной политики и по регулированию валютного курса? Потому что для регулирования курса нашему государству нужны большие международные резервы, чтобы наш ЦБ мог в любой момент «выти на рынок».

Председатель Центробанка коснулся также падения курса доллара, вновь сославшись на поступающие в республику частные зарубежные трансферты, общая сумма которых в этом году составит более миллиарда долларов США. Г-н Саркисян привел и еще одну причину: «Доллар приходит в Армению уже обесцененным». По мнению председателя ЦБ, от укрепления армянского драма местные производители должны не страдать, а стать более конкурентоспособными на мировом рынке, сместив акцент с дешевизны на качество и производственные мощности. Следует отметить, что положения новой теории Т. Саркисяна заставляют самым серьезным образом задуматься.

И еще одно «сенсационное» заявление. Планируемые макроэкономические показатели Центрального банка в этом году впервые будут отличаться от таких же показателей правительства. Однако, как подчеркнул Тигран Саркисян, ЦБ будет следить за своими цифрами, потому что отвечает именно за них.