Итак, год завершен. Попытаемся теперь окинуть ретроспективным взглядом уходящий 2005-й год. По данным государственной статистической службы, мы вновь закрыли год двузначной цифрой экономического роста. Так, в частности, ВНП за первые 10 месяцев года составил в пересчете на рыночные цены 1 700 млрд драмов. Отдельной строкой отмечается экономический рост – 12,2 драмов.
Однако реальный рост, учитывая дефлятор (соотношение рассчитанного в текущих ценах ВНП объемом ВНП прошлого года, рассчитанного в сопоставимых ценах) составил около 8 процентов. Отметим также, что рост ВНП в значительной мере обусловлен ростом объемов строительных работ: согласно официальным данным, рост в строительной сфере составил 32,6 процента. Промышленное производство выросло на 6,1 процент, сельскозохяйственное – на 10,4 процента.
При таких цифрах в любой стране можно сказать, что жизненный уровень народа вырос, особенно если учесть, что драм укреплялся, а инфляция была очень маленькой. Но действительно ли это так? Рассмотрим сначала обменный курс. То, что «плавающий» курс в течение всего года совершает совершенно маневры, за один только день поднимаясь и опускаясь на несколько драмов, стало для всех нас обыденным явлением. По логике, если национальная валюта укрепляется, то население от этого должно выигрывать, поскольку в драмовом выражении импортные товары должны дешеветь. Но, как в других случаях, экономические законы и логика у нас не действуют и импортируемые товары наряду с укреплением драма продолжают дорожать. И еще одно важное обстоятельство: ни для кого не секрет, что значительную часть доходов населения составляют частные зарубежные трансферты. В частности, в нынешнем году общий объем таких трансфертов, по словам председателя Центробанка РА, превысит 1 млрд долларов. По данным Государственной статистической службы, за первые 10 месяцев 2005-го года денежные доходы населения составили 1 102 906,2 млн драмов, то есть примерно 2 млрд 450 млн долларов США. Одни только частные инвалютные трансферты (как правило, в долларах) составляют значительную долю в общем объеме этих доходов. Что это означает? Если те, кто получает доход в драмах, не выигрывают (как уже указывалось) от снижения курса доллара, то получатели доходов в долларах терпят прямой ущерб. Так что для нас привычнее говорить, что «доллар упал в цене», чем «курс драма вырос».
В сфере внешней торговли у нас отмечен рост как импорта, так и экспорта. Тем не менее, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса все еще очень велико. С января по октябрь 2005-го года оно составило 445,6 млн долларов – по сравнению с 574,5 млн долларов в прошлом году. Экспорт составил 776,4 млн доллара – по сравнению с 574,5 млн долларов в прошлом году. Рост составил 33,4 процента, однако говорить, что объем экспорта вырос на 33,4 процента, будет неверно, поскольку рост этот был обусловлен не только увеличением объемов, но и ростом мировых цен на экспортируемые товары (в частности, на металл).
Не имеет смысла рассматривать по отдельности все показатели, тем более, что это пока лишь предварительные цифры. Однако есть один показатель, не обратиться к которому будет просто непростительно. Это Индекс потребительских товаров (ИПТ) или, иначе говоря, рост цен.
В экономике существует такое выражение, как «эффект храповика». Храповик – это механизм, который вращается только в одну сторону. Применительно к ценам он применяется в том смысле, что цены на отдельные товары или услуги могут снижаться, однако в общей сложности они не снижаются. Фиксируемый даже в самых развитых странах рост цен в пределах 3-х процентов – явление нормальное. Более того, если этот показатель окажется слишком низким, то это будет считаться уже ненормальным явлением.
А вот мы, оказывается, превосходим страны всего мира не только ужасающими темпами нашего экономического роста, но и по величине этого показателя. Так, по сравнению с октябрем прошлого года наш ИПТ составил 100,8 процентов. То есть рост цен составил всего 8 процентов. А по сравнению с показателем октября 2004-го года показатель 2005-го года составил 99,6 процентов. Это значит, что у нас фиксируется отрицательный рост цен – цены снизились на 1,4 процента. Как отметил на днях председатель Центрального банка РА Тигран Саркисян, в это трудно поверить, однако расчеты показывают, что это действительно так. А вообще-то в сфере цифр у нас несколько запутанное положение. Народ с 1700-летним христианским опытом трудно верит в цифры, будь то 1,5 миллиона, 12 процентов или даже минус 1,4.
Согласно данным Государственной статистической службы, снизились цены на продовольственные товары, из-за чего мы и имеем такой показатель ИПТ. Выросла стоимость товаров культурного назначения и услуг (на 4,1 процента), транспорт и связь (на 4 процента), на предметы домашнего обихода (на 2,4 процента), квартплаты, топливо и электроэнергию (на 2,3 процента).
Вот такая картина нарисовалась нам по итогам 10 месяцев этого года, и до конца года они вряд ли существенно изменятся. И если на миг оторваться от реальности, то может показаться, что благосостояние народа действительно повысилось. Во всяком случае, об этом утверждает официальная статистика и эти данные преподносятся народу в качестве новогоднего подарка.
А вот какие цифры более реальны для народа – 12-процентный экономический рост, отрицательный рост цен или ставшее уже реальностью повышение платы за телефон (всего на 1 драм, а в действительности на 25 процентов), не вызывающее сомнений скорое повышении цен на газ и столь же скорое повышение цены на воду («основы» чего были заложены опять-таки на днях), – уже не нам решать.