Кто нас учит?

18/12/2005 Нарине АВЕТЯН

Группа учителей Ереванской спецшколы № 10 имени Петроса Дуряна жалуются на возникшую в школе тяжелую морально-психологическую атмосферу. В том они обвиняют директора Марине Агаджанян, отмечая, в частности, что директор по собственному усмотрению увольняет учителей с многолетним опытом, набирая вместо них полуграмотных людей из своего окружения, и что она допускает финансовые нарушения и вообще нарушает закон.

Во время летних каникул в этом году директриса вынудила учителей взять отпуск за свой счет, заявив, что таков приказ министра просвещения и призван закрыть финансовую брешь в бюджете. Впоследствии те три учителя, которые попытались непосредственно у министра выяснить подлинность такого приказа (через «Прямую связь» газеты «Иравунк», были уволены под предлогом сокращения учебных часов и пенсионного возраста. Двум из них удалось, используя личные связи, восстановиться на работе, а С. Варданян утверждает, что даже не пыталась восстановиться, поскольку в такой атмосфере невозможно работать.

«Наша директриса стремится избавиться от всех знающих педагогов и окружает себя только недоучками, поскольку и сама не блещет образованием и работать с людьми знающими для нее трудно», – говорит С. Варданян. По ее словам, директор Марине Агаджанян с первого же дня своего назначения начала «вычищать» школу от опытных педагогов – их теперь в школе осталось всего трое-четверо. Г-жа Агаджанян продолжает борьбу с ними, не брезгуя никакими методами – вплоть до запрещения «своим» общаться с ними.

Еще один из учителей школы, не рискнувший представиться, рассказал о том, как директриса сказала одной из коллег: «Увеличу тебе часы, если ты отойдешь от этой группы». Именно по этому принципу распределяет М. Агаджанян учебные часы. «Увольняет одного с работы, мол, нет часов, а другому предоставлет две с половиной ставки», – возмущаются учителя. Зарплата директора, заметили учителя по зарплатной ведомости, колеблется от 40 до 100 тысяч драмов, и недоумевают, почему она то растет, то снижается. «Сейчас она снизилась до 40 тысяч, потому что в последнее время на нашу школу поступает много жалоб», – сообщают учителя.

По тому же принципу раздувает учительница и число учащихся – в надежде урвать у министерства и благотворителей побольше средств. Одним из жалобщиков является бывший учитель этой школы Альберт Атаян, которого уволили под предлогом пенсионного возраста. Два года назад А. Атаян потерял молодого сына, сейчас на его иждивении прикованная к инвалидной коляске жена. В ответ на его жалобы и протесты замминистра просвещения А. Аветисян сказал: «Если б ты не жаловался во все места, мы бы походатайствовали, восстановили тебя, но сейчас она точно не восстановит». А. Атаян действительно жаловался куда только мог – начиная от мэрии, в подчинении которой находится школа и вплоть до президента и премьер-министра. Ему предлагают работать в любой другой школе, но только не в этой, по соседству с которой он живет и в которой работал со дня ее основания.
Поскольку он живет рядом со школой, то, рассказывает он, ученики часто сбегают с уроков и приходят навестить его, за что потом директриса наказывает их. А сбегают дети часто, потому что в школе нередко остаются голодными и мерзнут. Они жалуются, что стоит только старшему повару Анжик выйти, как остальные повара нарезают масло так тонко, что можно держать его над книгой и читать как через стекло…»

А недавно 11 учеников школы чудом спаслись от смерти. Как рассказывает мать одного из детей, дети помогали толкать машину, обслуживающий частный бизнес директрисы. Машина неожиданно завелась и свалилась в ущелье, в результате чего один из детей получил сотрясение мозга. Директор всячески пытается скрыть этот случай, запугивая как детей, так и их родителей. Что же касается собственного бизнеса М. Агаджанян, то он расположен на территории самой школы. «Делают мешки для цемента», – сообщают учителя, добавляя, что как только директор чует возможную проверку, тут же «ликвидирует» бизнес со школьной территории. Работают у нее преимущественно родители учащихся здесь детей. Случающиеся в школе проверки носят формальный характер. Учителя рассказывают, что в таких случаях она обязательно вызывает нескольких родителей и учителей и заставляет их хвалить ее при инспекторах. «А иногда заставляет кого-нибудь из учителей выдавать себя за родителя и хвалить ее», – говорят они, уверенные, что их жалобы и протесты все равно ничего не изменят и только усугубят их положение.

Каких-либо разъяснений или комментариев от директора школы № 10 получить не удалось. «Я ничего не хочу говорить журналистам, потому что вы приходите, слышите одно, а пишете совсем другое! – говоря с нами по телефону, разъяренно заявила г-жа Агаджанян. – Директор школы я, и я не позволю вам приходить в мою школу и говорить с кем-либо!»

«Одному из наших учителей, Ваче Овсепяну, которого она тоже уволила, директриса сказала: «Если в этой республике есть два директора школ с крепкой «спиной», то одна из них – я!» – рассказывают учителя и прямо называют эту «крепкую спину» – мужа директора, сотрудника 6-го главного управления по борьбе с организованной преступностью Полиции РА Овика Ованнисяна. О нем, кстати, наши источники сообщают не менее любопытные подробности. Так, в 1996-м году О. Ованнисян, работавший тогда заместителем начальника отдела уголовного розыска Армавирского отделения МВД РА, вместе с несколькими другим сотрудниками Армавирского отделения был арестован по обвинению в коррупции. Против него было возбуждено уголовное дело, и приказом министра ВД он был уволен из полиции. Где и как отбывал он наказание, предусмотренную за взятку в 10 000 долларов, неизвестно. Известно только, что впоследствии он поступил на работу в Военную полицию МО РА в качестве начальника следственного отдела. Затем, что поразительнее всего, обвиненный в коррупции О. Ованнисян стал сотрудником 6-го Главного управления…