Рабовладельческий «Айфильм»

14/12/2005 Нуне АХВЕРДЯН

Бывший «Айфильм» заключил трудовые договора со своими сотрудниками. Согласно договору о приватизации, новый собственник обязался сохранить их рабочие места и выплачивать минимальную зарплату в размере 50 тыс. драмов. Сотрудники подписали единообразный десятистраничный договор, составленный на армянском и английском языках.

Многие признаются, что даже не прочитали договор, потому что подумали: читай, не читай, а съемки пока все равно еще не начались. «Подпишем. А потом посмотрим, что получится», – сказал один из работников. А ведь договор, который подписали уже 167 человек, нуждается в серьезнейшем изучении, поскольку некоторые пункты превращают его в договор о добровольном рабстве.
ЗАО «Си Эс филмз» обязывает своих сотрудников руководствоваться «внутренним распорядком компании» – такая формулировка не учитывает законодательство Армении.

Оставив в стороне сложный и запутанный пункт об авторских правах и интеллектуальной собственности (по которому, кстати, никто не будет иметь права на доплаты и гонорары, даже если снятый при его участии фильм будет иметь беспрецедентный мировой     успех), стоит коснуться предусмотренным договором условий труда. Компания имеет право «в любое время проверять ход выполняемых работником работ и периодически оценивать его работу». То есть, компания может в любую минуту потребовать отчета от работника, и если не получит его или посчитает выполненную работу некачественной, то может расторгнуть договор с данным работником. Договор будет расторгнут и в случае, если работник нарушит положение о секретности, то есть, согласно расплывчатому и туманному определению, опубликование «сведений, являющихся или содержащих профессиональную, деловую, банковскую иную тайну». Нет ничего проще, чем нарушение «профессиональной и деловой тайны», поскольку компания может посчитать в качестве таковой любую информацию и при желании обвинить любого своего работника в нарушении «секретности».

Нет никаких сомнений, что подписавшие этот трудовой договор работники сами себя загнали в ловушку, поскольку они не будут иметь права «ссылаться на неисполнимость какого-либо из пунктов настоящего договора с целью избежать выполнения закрепленных договором обязанностей». Избежать все равно не удастся, даже если условия и средства труда человека не удовлетворяют. В случае несогласия с работодателем работник не сможет даже обратиться в суд и решить трудовой спор в соответствии с законодательством РА о труде, поскольку договор предписывает ему обратиться в Посреднический суд. В случае каких-либо споров и разногласий законодательство Армении уже не в состоянии будет защитить интересы своих граждан, поскольку они добровольно соглашаются на Посреднический суд, причем договор предлагает им «решить спор окончательным и обязательным судом, состоящим из одного судьи, в г. Ереване, с применением Правила американского посреднического судопроизводства». А ведь вряд ли кто из нас знает, каковы именно функции и устав применяемого в Америке посреднического суда.

Воздерживаться от выполнен я своих трудовых обязанностей невозможно до тех пор, пока посреднический суд не вынесет решения. Согласно договору, работник «будет добросовестно выполнять свои обязанности в течение ста восьмидесяти дней со дня подачи иска». Обиженным или не желающим работать людям не дано возможности уйти просто так – они волей-неволей должны отработать еще полгода. Это воистину рабские условия, но даже это еще не все, поскольку последним пунктом договора «Си Эс филмз» оставляет за собой право изменять те или иные положения договора, а работник должен заранее безропотно согласится с еще неизвестными ему изменениями, поскольку подписался под следующей формулировкой: «Я прочитал и понял Внутренний трудовой распорядок и согласен с указанными в них условиями, которые время от времени могут быть изменены работодателем». Вдумайтесь: не по взаимному согласию сторон, а по желанию и усмотрению работодателя!