На состоявшейся на прошлой неделе в Любляне встрече министров иностранных дел ОБСЕ был принят документ по Грузии, в котором все делегации, в том числе и это неожиданно российская, поддержали план президента Михаила Саакашвили по урегулированию грузино-южноосетинского конфликта. Согласно новому плану урегулирование должно пройти в три этапа: демилитаризация зоны конфликта, его экономическая реабилитация, финансируемая евродонорами, определение статуса Южной Осетии в составе единого грузинского государства. Все три пункта, по мнению грузинской стороны, будут эффективно выполнены, если к переговорному процессу подключатся США, а ОБСЕ будет действовать решительнее и активней. Протестовавшая против изменения формата переговоров Россия неожиданно сдалась, озадачив этим, кажется всех, кого можно.
Безоговорочная поддержка новых предложений по урегулированию конфликта совпала с очередным резким обострением в самой зоне конфликта. В течение нескольких дней противостоящие стороны совершили череду похищений людей без выдвижения каких-то требований. Причем правоохранительные структуры обоих сторон едва ли не стали запевалами в этих сомнительных акциях. Когда ситуация обострилась до предела, все-таки возобладало благоразумие. Еще несколько дней конфликтующие стороны обменивались заложниками. Не освобожден только один – офицер южноосетинских правоохранительных структур. Но заложником его не назвать. Вячеслава Кудзиева задержала грузинская полиция с фальшивыми долларами (около 15 тысяч). Арестованным теперь интересуется и посольство США.
Потерпевшая в Любляне очередное фиаско российская дипломатия теперь старается как-то сохранить лицо. Но попытки эти смешны и делают положение гиганта земного шара унизительным. Грузины и осетины уже завершили упоминавшийся обмен, разблокировали все дороги региона, кроме Транскавказской магистрали (об этом ниже), т.е. пик напряженности уже прошел, а на сайте МИД РФ появилось сообщение, что Россия, озабоченная эскалацией напряженноси в самопровозглашенной республике Южная Осетия, решила провести экстренное заседание Смешанной контрольной комиссии (СКК) по урегулированию грузино-осетинского конфликта, для чего в Тбилиси спешно выехал посол по чрезвычайным ситуациям Валерий Кеняйкин. Далее поясняется, что на заседании будут изучены причины обострения, проведен анализ ситуации и дана соответствующая оценка. Тбилиси благие намерения российского МИДа слегка огорошили. «Во-первых, СКК – это четырехсторонний орган, и его заседания проводятся только с согласия всех четверых сопредседателей: с грузинской, с южноосетинской, с российской и с североосетинской сторон. Во-вторых, сопредседатель с нашей стороны – госминистр Георгий Хаиндрава только что вернулся с переговоров из Сухуми, каждая минута расписана и вряд ли он сумеет поработать в составе СКК. В третьих, напряженность спала и необходимости в экстренном заседании просто нет. В четвертых, непонятно, почему нельзя было хотя бы позвонить нам, прежде чем командировать Кеняйкина», – заявил «168 часам» замеситель государственного министра по урегулированию конфликтов Георгий Вольский. В принципе, по его словам, российский посланник может себе найти в зоне конфликта конкретное дело, если пожелает – попытается убедить грузинское население в необходимости разблокирования Транскавкавказской магистрали.
Грузины перекрыли автотрассу, соединяющую регион с Россией, требуя выдать останки троих братьев Хачапуридзе и их друга. Несколько месяцев назад они – жители одного из грузинских сел Южной Осетии, выехали в Цхинвали для покупки машины. С того времени от них не было никаких вестей. Многочисленные обращения родственников пропавших к властям самопровозглашенной республики, к командованию миротворцев разобраться в произошедшем ничего не дали. А недавно им прислали обрубленные части конечностей братьев Хачапуридзе и условия выдачи остальных частей тел. Как сообщил «168 часам» источник в зоне конфликта, блокада дороги будет продолжаться до тех пор, пока тела убитых не будут отданы родне без требуемого похитителями выкупа. «Будем стоять до конца. Кстати, среди нас есть и осетины, которые в ужасе от произошедшего «каннибализма». Такое даже во время войны не случалось», – заявил он.
Посланник РФ с гипотетической задачей разблокирования дороги не справился. Магистраль по-прежнему перекрыта. Участники акции и грузинские власти требуют от де-факто властей Южной Осетии раскрыть зверское преступление и выполнить выдвинутое требование местных жителей. Де-факто власти вроде бы сформировали следственную бригаду, и периодически кто-то из руководства сепаратистского режима бросает загадочную фразу типа, скоро весь мир узнает о настоящих убийцах братьев Хачапуридзе. А российский МИД спустя несколько дней после люблянской встречи пытается доказать, что Россия предлагаемый Грузией план урегулирования не подписывала, а подписывала что-то другое… Кажется, малоэффективная, если не сказать беспомощная политика Москвы уже «достала» и ее вассалов. В официальном сообщении южноосетинских властей по поводу подписанного в Любляне документа выражается недоумение позицией России, и говорится, что Южная Осетия сделала свой выбор и на нем не отразятся чьи-то решения, принятые без мнения местного населения. Тем не менее, южноосетинские лидеры выехали в Москву для полного прояснения нового расклада – действительно ли Россия бросает их, не выдержав давления мирового сообщества.