Когда я вспоминаю, какими были армяне лет двадцать назад и какие они сегодня, у меня возникает впечатление, будто кто-то закатал всех армян в банку, после чего мы все потихоньку «скисли». Я вовсе не суеверен, но когда вижу, какой у нас туман все эти последние дни, то понимаю, что даже погода в Армении «скисла». А хуже всего то, что вся эта «кислятина» более всего проявляется в человеческих отношениях.
Если раньше больной сам «отдаривался» в знак благодарность врачу, то сегодня врач до тех пор «киснет» над больным или родными больного, пока те не отвалят ему. Если раньше родитель по собственной воле решал, будет ли его ребенок дополнительно углублять свои знания и укреплять познания у репетитора (в те времена ребенок не приобретал у репетитора знания, а укреплял уже имеющиеся, ибо в те времена ребенок получал знания главным образом в школе), то сегодня «неоптимизированные» учителя до тех пор «киснут» над душой родителя, что тот волей-неволей отдает сына или дочь «в учебу». Если раньше государственный чиновник брал взятку опасливо и насторожено, то теперь – с «кислой» миной, ибо размер ее вечно не устраивает его. Если раньше теледиктор рассказывал обо всем с улыбкой, то сегодня о властях вещают с восторженно сияющими глазами, а обо всем прочем – «кислым» тоном. Если раньше влюбленные парочки гуляли по городу так, что каждый начинал понимать, что такое настоящая любовь, то нынешнюю «влюбленную» армянскую молодежь не отличишь от маньяков из голливудских фильмов ужасов. Если раньше милиционер «скисал» от того, что не сумел поймать преступника, то сегодня – от того, что не сумел схватить никого из простого народа. Даже юмор у нас стал «кислым»Просто диву даешься тому, что нация, смеявшаяся на фильмах «Мы и наши горы», «Невеста с севера», «Мимино» и получавшая от них удовольствие, сегодня мало того что смотрит всевозможные «перевертыши», «прятки», «кубы» и прочее, так еще и получает от них удовольствие!..
Что и говорить, ряд этот можно продолжать до бесконечности, однако для нас сейчас важнее не длина, а причина этого ряда. Что заставило нас, считавшихся одной из самых жизнерадостных наций бывшего СССР, стать сегодня такими? Ведь прошло не так уж и много времени, и многие из сегодняшних «скисших» не в столь уж и далеком прошлом были веселыми, оптимистичными, обладавшими отменным чувством юмора людьми. Может быть, причина – в накопившемся за последние 25 лет разочаровании в новых «героях» нации, которые обещали нам столько «стильных» вещей (впрочем, они и сейчас обещают, да и долго еще будут обещать), хотя на самом деле тащат народ скорее в мрачное прошлое, чем в светлое будущее? Или, может, дело в ставших министрами журналистах-недоучках и превратившихся в «бизнесменов» прежних завхозов и складчиков? Однако то же самое ведь происходило и в других странах, пытавшихся, как и мы, перейти от «социализма» перейти к нормальной жизни. Как это ни странно, им это удалось, а вот у нас попытка обещает превратиться в пытку. В Армении фактически возникла кислотная атмосфера, в которой у всей нации возникла «изжога». Но, как мы знаем, кислота такое химическое соединение, которое нейтрализуется только другим химическим соединением – основой. В результате реакции этих двух химических соединений возникают соль и вода. То есть, если мы сообща решим «основательно» изменить всю эту нашу «кислую» среду, то получим ту же хлебосольную Армению с ключевой апаранской (а вовсе не с «Ниг-апаранской») водой, к которой мы все были так привычны (и пусть не ерепенятся всевозможные коммунисты, ибо они к ней не имеют отношения). А что такая реакция произойдет, я не сомневаюсь, химическая промышленность в Армении всегда ведь была развитой.