Всеармянская дача

10/12/2005 Ара ГАЛОЯН

Процессы, происходящие на рынке недвижимости Еревана, меняют весь облик столицы и округи. Лет пять-шесть назад Министерство градостроительства и главный архитектор столицы заявили, что разработана новая концепция застройки Еревана: столица больше не будет расширяться и безжалостно поглощать окрестные территории. В те времена трудно было представить, что в Ереване начнется строительный бум и город станет неузнаваемым из-за приткнутых друг к другу безвкусных многоэтажек. Сегодня даже в традиционно «особняковом» Норк-Мараше строятся небольшие (на 4-8 квартир) многоэтажные дома. В Ереване сейчас высок спрос на жилье. Эксперты, анализирующие рынок недвижимости, выделяют несколько основных причин этого. Во-первых, вот уже больше 10-и лет, как строительство жилья после землетрясения 1988-го года прекратилось. Во-вторых, после обретения Арменией независимости часть зарубежных армян желает иметь собственные квартиры в столице исторической родины. Одной из наиболее активных групп в этом отношении проявляют иранские армяне. Спрос не снизился даже вследствие эмиграции. Те, кто покинул Армению, особенно ереванцы, в последние годы стремятся приобрести квартиры именно в столице.

Начало века ознаменовалось целым рядом культурных юбилеев: 1700-летие принятия христианства, 1600-летие армянской письменности, 1000-летие «Книги скорби» Нарекаци и так далее. В результате этих и других историко-культурных событий Армения оказалась в сфере внимания диаспоры и зарубежных туристов. Гостиничное хозяйство республики не в состоянии было обслужить их. Старые, еще в советские времена построенные гостиницы неблагоустроенны, а новые – слишком дороги для туристов. На столичном рынке недвижимости открылась новая сфера деятельности. Многие покупали в центре города квартиры, ремонтировали их и сдавали в аренду туристам. По данным агентств по операциям с недвижимостью, именно эти люди являются основными покупателями новостроек в центре Ереван. Именно этот вид бизнеса поддерживает высокие цены на старое жилье в центре города. В новостройках цена квадратного метра составляет от 1000 до 1200 долларов (максимально – 1500). Примерно таково же положение и со старыми домами. Цена высока даже на дома с деревянной надстройкой (так называемые «багдады»). Специалисты объясняют это тем, что дома эти предназначены не для жилья, и они тоже ждут своей очереди быть отремонтированными и сданными в наем. Довольно своеобразно подключены к этому бизнесу и эмигранты. Вместо того, чтобы, как раньше, посылать родным деньги, они нашли новый способ поддержать семьи: покупают в центре Еревана квартиры и передают для сдачи внаем родным, которые и живут на арендную плату. Фактически все те деньги, которые крутятся на ереванском рынке недвижимости, пришли извне. По мнению экспертов, даже полученные жителями зоны бедствия по талонам суммы на 60-70 процентов были потрачены именно на ереванском рынке.

Интересно также, что на рынке недвижимости роль банковской системы невелика.

Ипотечные кредиты не получили распространения, и причина этого вовсе не в высоких процентах и малых сроках. Так, в частности, фактически не покупаются под залог квартиры в новостройках центра. Дело в том, что большая часть таких сделок – теневая. Чтобы избежать уплаты высоких налогов, в договорах купли-продажи указывается заниженная в 4-5 раз цена. По данным работающих на рынке агентов, лишь две организации продают квартиры на ипотечные кредиты.

Второй тенденцией, которая проявляется на этом рынке, является «геттоизация» – если выражаться честно. А если нельзя, то можно сказать «оземлячивание». В столице появляются дома, все жители которого, скажем, армяне из Ирана. Чтобы не вбивать клин между разными частями нации, других примеров приводить не будем. Хотя именно с этими другими частями строительство в окрестностях Еревана. Несмотря на официальные заявления, столица продолжает расширяться почти по всем направлениям. Примыкающие к Еревану села – Паракар, Джрвеж, Дзорахпюр, Егвард и другие – превращаются в кварталы роскошных особняков. До последних времен их строило главным образом наше местное чиновничество, а с недавних пор землю в селах покупают и начинают отстраиваться и зарубежные армяне. Что ж тут такого, спросите вы, ведь принятие закона о двойном гражданстве – лишь вопрос времени. А то, что под строительство этих особняков, а точнее дворцов, отводятся земли сельскохозяйственного назначения. В обмен на предлагаемую ему сумму крестьянин уступает источник своего существования – землю, – в надежде, что дети его обретут какую-нибудь специальность и будут жить как горожане. В конце концов, защита сельскохозяйственных земель не его забота, а государства.

Процессы, происходящие на ереванском рынке недвижимости, до неузнаваемости меняют облик и роль столицы. Из столицы государства Ереван превращается во всеармянский дачный район, где покупают и строят дома для летнего отдыха старые и новые эмигранты. По своему облику и подобию.