Модно однозначно утверждать, что правительство РА, как правило, рассматривает такие вопросы, которые имеют важнейшее значение для нормального развития страны. В результате обсуждений принимаются решения, призванные способствовать решению наших нынешних и будущих проблем, улучшить положение дел в отдельных сферах. Это – теоретически.
Реальность же состоит в том, что люди, не ощущая в своей повседневной жизни реальных перемен к лучшему, приписывают все недостаточному выполнению правительственных решений. В данных обстоятельствах государственные чиновники всегда находят чем оправдаться, ссылаясь на то, что некоторые вопросы уже решены, другие решаются, что вопросы и дальше будут оставаться в центре внимания. Дело простое и понятное.
Оказывается, однако, что среди решений правительства есть и такие, которые вообще не выполняются. Такое просто невозможно, заявит любой высокопоставленный правительственный чиновник, добавив, что решение правительства – документ, имеющий силу закона и обязательный для исполнения. Ну что ж, давайте посмотрим.
Принятое правительством РА 29-го января 2004-го года решение № 59 называлось «Об утверждении порядка нумерации, учета и регистрации сельскохозяйственных животных в РА». 11-го февраля оно было утверждено Р. Кочаряном. Посмотрите, какие задачи ставил этим документом высший орган исполнительной власти: получение достоверных данных о поголовье, породе, поле, местонахождении, перемещении имеющегося в Армении скота, прогнозирование продукции животноводства, а также полноценное осуществление противоэпидемиологических мероприятий в рамках госзаказа, способствование профилактике заболеваний и ветеринарному контролю.
Более точное определение задач невозможно представить, поскольку все они напрямую связаны со здоровьем населения Армении, охватывая при том и сферу экспорта продукции животноводства. Со времени принятия решения прошло целых 700 дней, из которых 500 – рабочих. В течение этого периода Министерство сельского хозяйства РА проводило активную работу по организации выставок достижений с сфере сельского хозяйства и провозглашению огромным успехом даже выращенные армянской крестьянкой на своем приусадебном участке 5-6 килограммов гороха или чечевицы. А как же вышеупомянутое решение правительства о порядке обязательной нумерации всех сельскохозяйственных животных путем прикрепления к их уху особой учетной бирочки, а также разрешение на убой скота только при наличии такой бирочки и паспорта? Правительство установило также, что такой учет производится бесплатно обслуживающим данную сельскую общину ветеринаром путем регистрации в специальном журнале номера бирки, которая также бесплатно должна выдаваться владельцам скота.
За прошедшие со времени принятия этого решения два года я объездил множество сельских общин республики, и ни у одного из сотен увиденных мной животных не было никакой бирки. То же самое и со стадами и тысячными отарами, которые то и дело мы видим у дорог. Как в селах, так и в министерстве простые люди и чиновники предпочитают досужие разговоры о мешающих выполнению решения правительства обстоятельствах или же вовсе обходят эту тему. Но ведь речь-то идет о полноценном выполнении важных для всего населения страны противоэпидемиологических мероприятий, о профилактике заболеваний скота, о ветеринарном контроле!
Допустим, что из-за разбросанности большей части поголовья скота быстро выполнить всю работу не удалось. Но ведь никакой работы вообще выполнено не было – вот это-то и тревожит более всего. Министерские чиновники часто говорят о необходимости точных цифр относительно поголовья скота. В этом смысле Минсельхоз РА и вынужден сообщать населению данные Госстатслужбы, поскольку высший отраслевой орган, оказывается, самостоятельных цифр не имеет. Такая ситуация порождает и определенные проблемы: при опросах сельского населения для определения степени нуждаемости люди указывают заниженные цифры поголовья скота, а вот ради получения лекарственны препаратов – завышенные. Принятое решение было призвано навести порядок в этой сфере и сделать ее более прозрачной и прогнозируемой.
Я уже изложил на бумаге свои тревоги, когда подумал вдруг, что, может, мои претензии к Министерству сельского хозяйства не совсем уместны. Потому что в решении правительства нет ни слова об органе, которому надлежит его выполнять, нет и конкретно определенных сроков. И хотя яснее ясного, что выполнение решения входит в прямые функции Минсельхоза, в нашей сегодняшней действительности не исключаются и другие варианты. Такого рода мысли приходят, наверное, по той причине, что некоторые пришедшие в политику люди вместо того, чтобы заниматься действительно важными насущными для народа делами, пытаются оправдать свое безделье заявлениями о «субъективных факторах» и тем самым отвлечь внимание общественности. Что и говорить, цель оправдывает средства, только вот хотелось бы в числе этих средств увидеть и видимые, реальные результаты конкретной деятельности этих людей в той или иной избранной ими сфере. А пока что важные решения остаются не более чем благими пожеланиями, поскольку кое-кому просто не хочется выполнять свои прямые и конкретные обязанности.