Не голливудская роскошь, а счастье стать матерью 52

08/12/2005 Армине АВЕТЯН

Рождение ребенка путем искусственного оплодотворения боле никого уже не удивляет. Просто это считается дорогим удовольствием. Рождение ребенка в результате искусственного оплодотворения стало подлинным счастьем и для многих ереванских семей. И незамужние армянки могут уже этим способом стать матерями. Вероятность беременности при искусственном оплодотворении врачи считают сравнимой с вероятностью забеременеть естественным путем.

«Не всегда ведь получается, чтобы семья решила завести ребенка и жена тут же забеременела, – говорит заведующий лабораторным центром Научно-исследовательского центра защиты здоровья матери и ребенка Карен Джинанян. – Так и в этих случаях: может получиться с первой попытки, а может и со второй или третьей. Может и вообще не получиться». Центры, занимающиеся искусственным оплодотворением, считают своим достижением обеспечение высокого показателя беременности при внеорганизменном искусственном оплодотворении. Это способ, когда зародыш получают в лабораторных условиях, а затем помещают его в маточную полость женщины. Он применяется в тех случаях, когда женщина способна выносить ребенка, однако по тем или иным причинам не может забеременеть. К. Джинанян говорит, что их центр обеспечивает успех в 38-и случаях из ста. «Другие центры с трудом дотягивают до 10-15- процентов, – замечает он. – Правда, речь не о тех центрах развитых стран, которые обладают большими финансовыми и техническими возможностями и могут достигать положительного результата в 50 процентах случаев. А наш центр – самый лучший в Закавказье».

После нашей встречи К. Джинаняну и его коллегам предстоит «призвать к жизни» очередной зародыш. Их путь к успеху был трудным и долгим. Пытались, но не получалось, поехали на переподготовку во Францию, но опять все не получалось. Но, наконец, пришел успех. Первые роды в результате внеорганизменного искусственного оплодотворения состоялись в 2003-м году. Армянка из Грузии Карине родила сразу троих близнецов. Благодаря этому центру счастливыми матерями стали 20 женщин, а вот детей родилось гораздо больше 20-и, поскольку в данных случаях очень часто рождаются двойни или тройни. К. Джинанян говорит, что обычно помещают 3 зародыша, и вероятность того, что все три «примутся», весьма велика. Сейчас в центре ждут родов еще 10 женщин. К сожалению, говорит К. Джинанян, наше государство не может выделить средств на госзаказ искусственной беременности, и многие женщины только из-за недостатка средств не могут стать матерями, поскольку искусственная беременность и сопутствующие расходы могут потребовать многие тысячи долларов. Правда, решившиеся на это отцы и матери не скупятся, но, как говорится, надо иметь, чтобы тратить. Одна попытка искусственного оплодотворения в этом центре стоит 500 долларов. Если повезет и получится с первой попытки, то дальнейшие расходы в течение последующих девяти месяцев складываются по-разному – в зависимости от организма конкретной женщины. Увы, забеременеть с первого раза удается весьма редко, и жаждущим стать матерями женщинам может потребоваться вторая, третья, шестая, даже десятая попытка… В развитой Франции, например, первые четыре попытка бесплатны – государство берет все расходы на себя. У нас участие государства в этом деле нулевое. Роды тоже вроде бы бесплатные – но только «на бумаге».

Если супружеская пара или женщина-одиночка нуждается в доноре, то это порождает новые проблемы. Мужчину-донора найти очень трудно: армяне с трудом соглашаются стать отцами при условии. Что никогда не узнают, скольких детей они «породили». Да и платят за донорство немного, так что и заинтересованности особой в этом нет.

«Редко случается, что доноры приходят к нам, – объясняет К. Джинанян, – обычно мы сами находим их. А если и приходят, то, скажем, для того, чтобы провериться – могут ли они иметь здорового ребенка. Но наш донор, разумеется, уже должен иметь детей, и сам он должен быть не старше 30-и, и так далее. Однако менталитет армян не позволяет им продавать свое семя, и поиски донора становятся проблемой». Так, по словам К. Джинаняна, у их центра всего 6 мужчин доноров. Их периодически сменяют. Считается, что на миллионный город один мужчина может быть донором не более чем в 10-и случаях: в противном случае велика вероятность, что его не знающие друг друга дети вступят между собой в брак. Впрочем, и в случае этих 10-и такой вариант не исключается.

Интересным, но все же малоиспользуемым способом является также рождение ребенка при помощи так называемой суррогатной матери. Это тот случай, когда полученный от супругов зародыш вынашивает совершенно другая женщина. Этот способ наиболее употребителен на Западе, где женщина не хочет из-за беременности портить безупречность своей фигуры. В таких случаях и находят «суррогатную мать», которая за определенное вознаграждение и вынашивает ребенка, а после родов обязана вернуть его «законным» родителям. Опасения, что во время вынашивания какие-либо черты или особенности суррогатной матери перейдут к ребенку, поскольку сходство или наследственность являются генными признаками. К услугам суррогатных матерей прибегают обычно актрисы, певицы. Но бывает, что и деловая женщина не хочет в течение целых девяти месяцев «выпадать из бизнеса» и также прибегает к услугам суррогатной матери. По признанию К. Джинаняна, в практике их центра имеется лишь 3 случая использования суррогатной матери. «Однако эти случаи у нас – вовсе не «голливудская роскошь», – объясняет он. – Просто у женщин, желавших стать матерью, матка была удалена, хотя яичники сохранились. Одна из таких женщин наняла женщину-крестьянку, которая весь период беременности провела у них, а после родов ребенка у нее взяли, ей заплатили обещанное вознаграждение. Во втором случае суррогатной матерью стала сестра. Был и случай, когда мать была слишком юна, и ребенка вместо дочери выносила мать».