Пенсионная реформа в Грузии до того накалила страсти, что разделившиеся на два лагеря депутаты свою правоту пытаются отстоять в кулачных боях. Вначале в парламенте страны сошлись было идеолог правящего «Единого национального движения» Гига Бокериа и один из лидеров оппозиционного «Демократического фронта» Коба Давиташвили. Но дело закончилось только взаимными оскорблениями. Грозно пошедших друг на друга по узкому коридору зала заседаний депутатов остановили их же коллеги. Но представителей этих же фракций тбилисского сакребуло (столичный городской парламент) остановить было некому. Городские законодатели вдоволь помахали кулаками и даже пустили друг другу кровь перед телекамерами. После битвы из мэрии на улицу вышел тот же Давиташвили, успевший из здания парламента перебраться в здание муниципалитета, и объявил проводившим акцию протеста пенсионерам: «С этими властями разговаривать невозможно. Пора их убирать».
Так что же за реформу готовят власти, без устали записывающие себе в актив заботу о социально слабо защищенных слоях населения, к которым относятся и пенсионеры? Если вкратце и если опустить предлагаемое увеличение пенсионного возраста для женщин с 60 до 65 лет, то речь идет о форменной уравниловке. С будущего года пенсия в Грузии составит 38 лари (около 20 долларов) вместо нынешних 28 лари, но без учета трудового стажа, каких-то заслуг, участий в войнах, трудовых и прочих достижениях. Сделанная при этом оговорка выглядит сверхцинично. Повышенную пенсию будут получать бывшие депутаты, судьи и прочие лица, принимавшие участие в высших властных эшелонах. При этом самая повышенная в сравнении с обычной пенсия будет урезана с нынешних превышающих 1000 лари до 560. Именно 560 лари в законопроекте взяты за предельную сумму, и больше никакой пенсионер получать не будет. Как пояснил руководитель парламентского комитета по здравоохранению и социальным вопросам Гиги Церетели, сегодня несколько десятков человек получают пенсии в размере от 1200 до 5000 лари, еще около тысячи – более 600 лари. «При средней пенсии в 28 лари, которые получает обычное население Грузии, правительство страны считает недопустимым увеличение социального расслоения и решило установить максимально допустимую грань», – подчеркнул Церетели. Гуманно? Вроде бы. Но если всмотреться, то…
Оставим самозаботу власть имущих о самих себе. Это видно невооруженным глазом. Остается только полагать, что за время участия (а оно ограничено Конституцией двумя сроками – не больше 10 лет) в управленческих процессах государства, которое, мягко говоря, в числе лучших на земном шаре не состоит, эти люди утомятся намного больше, чем скажем, хороший врач или любой классный специалист своего дела, которому, уйдя на покой, придется жить на 38 лари с перспективой ежегодного небольшого прибавления. Оставим в покое и то, что власти без устали хвастающие тем, что стали вовремя выдавать пенсии (т.е. хвастающие тем, что не воруют, хотя это есть норма, и быть предметом бахвальства просто не должна) и повысили их, никак не заговорят о том, что не сумели сдержать рост цен, и тотальное подорожание практически всего обесценило само повышение пенсий. Что же имеем? А ничего.
Если не напрягаться, то ситуация несколько напоминает старый известный анекдот о внучке декабриста, которая увидев октябрьские транспаранты с призывом избавиться от богатых, вспомнила, что ее дед мечтал о том, чтобы не было бедных. Если говорить с моральных позиций, то, какого черта депутат или министр бедной страны, а бедная она из-за плохих принимаемых и плохо работающих законов и плохого управления, т.е. страна бедная из-за них же бездарных, должен получать в несколько раз больше обычного гражданина, т.е. человека, ставшего жертвой этих самих плохих законодателя и исполнителя?! Если чуть-чуть поразмыслить, то выходит, что некий балластный депутат, попавший в парламент по партийному списку партии власти, в знак признания усердного махания флагом и луженной глотки в «розовореволюционные» дни или какой-нибудь деятель, отметившийся недолгим, не очень плодовитым (может, оно и к лучшему, что не очень плодовитым, а то было бы хуже?) пребыванием в высоком кресле исполнительной власти для нынешнего общества ценнее учителей, врачей, немногочисленны ветеранов и т.д. А если обратиться к эксперту-экономисту, то можно услышать примерно то, что сказал «168 часам» профессор Александр Твалчрелидзе: «То, что сейчас происходит реформой назвать нельзя, это какой-то эрзац. Вообще социальные реформы – самое слабое место грузинской внутренней политики, начиная с того времени, когда, подписывая «нулевой вариант» с Россией, не были учтены почти 500 миллиардов рублей в системе Госстраха СССР, которые причитались Грузии, и которые теперь попросту потеряны. Социальное страхование зиждется на трех столпах: обязательное государственное страхование, добровольное государственное страхование, частное. Второе звено отсутствует напрочь, в остальных – изъяны. Еще одна проблема заключается в отсутствии специалистов по пенсионной реформе при том, что в Грузии не меньше 750 тысяч людей пенсионного возраста, иначе говоря почти 25 процентов населения… Во всех нормальных странах пенсия пропорциональна заработной плате. Власти сами закладывают под себя мину замедленного действия – сейчас в Грузии нет нормальных профсоюзов, но они рано или поздно появятся».
Пока же к роли «профсоюзного вожака» примеривается один из лидеров Консервативной партии Коба Давиташвили, уже не раз чинивший судебные иски властям по поводу пенсионных выплат. Сейчас он намерен учредить общественное движение пенсионеров, о чем сообщил на специальной пресс-конференции. Недавний соратник Михаила Саакашвили по «революции роз» заявил, что пришел к выводу о необходимости создания подобной организации. «Разработанный законопроект является обманом народа и наглостью со стороны правительства. Он полностью исключает предвыборные обещания властей», – заявил Коба Давиташвили. Ситуация накаляется. Остудить страсти не удалось даже специальным распоряжением Михаила Саакашвили, приравнявшим президентскую пенсию к минимальной, т.е. на данный момент 38 лари.