Вот и докажи, что ты не верблюд!

03/12/2005 Лилит СЕЙРАНЯН

Машины и активистов объединенной оппозиции полицейские и «красные береты» начали «умыкать» еще с 23-го ноября. Полицейским поручена функция доставки машин на штрафную площадку, а омоновцам – насильно запихивать людей в «Газели».

Единственное утешение, что если машины просто так не возвращают, то людей, продержав в полицейских участках до поздней ночи, после окончания митинга все же отпускают. Очень часто полицейские даже согласны за свой счет водить активистов в ресторан и «приятно проводить время», лишь бы они не принимали участие в митингах и не приводили в Ереван людей из областей.

Автомашина «Ераз» партии «Новые времена», в которой находились принадлежавшие партии громкоговорители, еще 24-го ноября была доставлена от стоянки у Госуниверситета в «Ямный» ГАИ и до сих пор не возвращена, хотя в тот день один из капитанов дал А. Карапетяну «честное мужское слово», что вернет машину, если лидер партии вместе с ними пойдет в отделение. Однако А. Карапетян вернулся из полицейского участка с пустыми руками, поскольку «честный» капитан сбежал, предварительно обчистив машину.

 До этого А. Карапетян еще и заплатил штраф за машину, а когда отправился за ней, то нашел ее пустой – машина и сейчас стоит пустой на штрафной площадке: А. Карапетян отказывается забирать ее, пока не вернут все оборудование. «Машину возвращают, а мегафоны – нет. Пусть сначала положат обратно все оборудование и только потом возвращают, – сказал А. Карапетян. – В каком виде забрали, в таком пусть и возвратят!» Однако полиция не соглашается возвращать оборудование, пока А. Карапетян не представит документы о том, что оно не краденое… «Говорят: принесите документы, докажите, что ваше, тогда вернем, – говорит председатель партии «Новые времена». – Это оборудование мы купили пять лет назад, и большая часть документов находилась в этом же «Еразе». А сейчас в машине не осталось не только оборудования, но и ни единого болтика! Ну как не вспомнить известное – докажи, что ты не верблюд!..»

Ну а пока Арам Карапетян пытался доказать полиции, что он не верблюд, поздно вечером 28-го ноября попытались доставить на штрафную площадку «Опель» оператора «Новых времен», который снимал все митинги оппозиции. Все еще в полиции находится оборудованные громкоговорителями «Жигули-06» партии Родина и честь», которые во время полицейской облавы у президентского дворца все того же 24-го ноября четверо мужчин в гражданском во главе с Овиком Таманяном перегнали на штрафную площадку. Не вернули и уведенную от Дома радио «Ниву», принадлежащую Ашоту Погосяну, руководителю Шенгавитской территориальной организации партии «Республика». Сам А. Погосян, которого полицейские и красноберетники жестоко избили кулаками и сапогами, был почти в бессознательном состоянии доставлен вы больницу.

Во время митинга 28-го ноября полицейские перестали ссылаться на то, будто машины оппозиционеров «проехали на красный свет» или «заезжали за сплошную линию» – уже без всякого предлога они забирали поставленные машины на штрафную площадку, а сами водители и владельцы узнавали об этом лишь послед того, как не находили свою машину на стоянке. 29-го ноября из разных мест и под разными предлогами на штрафные площадки были доставлены около двух десятков машин, кое-кто даже обнаруживал, что их машины находятся в розыске. «Одному сказали, будто он задавил человека, другому – что машина краденая, и всем так или иначе давали понять, что причина – участие в митинге, – говорят представители партии «Республика». – Да только мы и так знаем, что стоит только попасть им в руки, как сразу очутишься в полиции, а машина – в ГАИ». Без всякого предупреждения, прямо от офиса «Республики» были уведены на штрафную площадку «Жигули-07» члена партии «Республика» Григора Тадевосяна. А когда он попытался выяснить, на каком основании, ему ответили: «По приказу начальника Госавтоинспекции города Еревана Ишхана Ишханяна». Г. Тадевосяну, как и остальным пострадавшим, обещали вернуть машины сразу после завершения митинга, однако даже вечером 30-го ноября они все еще оставались без машин. «Обещали вернуть после митинга, когда все разойдутся, но так и не вернули!» – негодуют люди. На штрафную площадку доставлялись даже машины граждан, случайно оказавшихся в «политически нежелательных» местах. Так, рассказывает один из членов «Республики», в полдень 29-го ноября на штрафную площадку отправили машину его друга, не имевшего никакого отношения к митингу: «Мою машину уже забрали, и я попросил своего друга, который должен был проезжать мимо нашей партии, подбросить меня туда. Но как только я вышел из машины, гаишники его остановили, заявив, что должны забрать его машину на штрафную площадку, потому что он якобы «подрезал» машину Нерсеса Назаряна, хотя на самом деле ничего подобного не было». Один из членов партии позвонил в Госавтоинспекцию и сказал, что он заранее договорился с владельцем одной из отправленных на штрафную площадку машин о ее покупке и предложил привезти деньги и забрать машину. Ему сказали: «Если это митинговое авто, то останется здесь, пока все не утихомириться. Как только все успокоится – вернем».

А вот партия «Национальное единство», сказал в беседе с нами ее вице-председатель, депутат НС Алексан Карапетян, уже привыкли к такого рода вещам, и когда машины их активистов забирают на штрафную площадку, а самих активистов в полицию, не обращают на это внимания, в уверенности, что когда-нибудь все равно вернут «Каждый раз перед митингом собирают, а потом отпускают – мы уже приобрели соответствующий иммунитет», – заметил А. Карапетян.