Убийцы в белых халатах – 2

02/12/2005 Лусине СТЕПАНЯН

В позапрошлом номере нашей газеты был опубликован материал «Убийцы в белых халатах», рассказывавший о том, как 14 апреля 2005-го года умерла при рождении второго сына 28-летняя Сюзанна Бадалян.

Произошло это в операционной урологического отделения медицинского центра «Эребуни». Причиной смерти стала операция на почке, самовольно предпринятая заведующим урологическим отделением медицинского центра «Эребуни» Ервандом Арутюняном. Но прежде приведем статьи Уголовного кодекса РА, предусматривающие случаи уголовной ответственности врачей. Пункт 3 статьи 127 УК РА устанавливает: «Привлечение лица без его согласия к научным или медицинским экспериментам, совершенное организованной группой или приведшее к тяжким последствиям по неосторожности наказывается лишением свободы сроком от двух до шести лет, – с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на определенный срок (максимально на два года) или без этого». Заметим, что наш собеседник, Арман Крмоян, муж покойной Сюзанны Бадалян, уверяет, что ни сама Сюзанна, ни ее родные не давали врачу разрешению на операцию на почке. По этому поводу статья 130 УК РА устанавливает: «Невыполнение лицами, осуществляющими медицинскую помощь и обслуживание, профессиональных обязанностей или выполнение их не должным образом пункт 2), которое по неосторожности привело к смерти лечащегося больного, наказывается лишением свободы на срок от двух до шести лет, , – с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на определенный срок (максимально на три года) или без этого».

Неправильно поставили зажимы

Как мы уже писали, 15-го апреля Арман Крмоян, муж Сюзанны Бадалян, обратился в прокуратуру общин Кентрон и Норк-Мараш, сообщив, что днем раньше его жена была прооперирована в урологическом отделении и родила посредством кесарева сечения, однако она скончалась до завершения операции. Дело было передано в прокуратуру общин Эребуни и Нубарашен. А. Кромян периодически приходил в прокуратуру, чтобы узнать истинную причину смерти своей жены, однако ему сказали, что для составления заключения им нужен месяц после вскрытия. Несколько месяцев спустя следователям передали заключение судмедэкспертов, а А. Крмояну сказали: «Чего ты ходишь каждый день? Как только будет готово заключение судебно-медицинской экспертизы, мы тебя уведомим». То, что мы представим ниже, А. Крмояну около 15 дней назад передал следователь прокуратуры А. Варданян – сославшись на то, что дело прекращено. До этого никакой другой информации относительно дела А. Крмояну не сообщили.

Итак, представив выясненные в ходе следствия факты, следователь А. Варданян в заключении о прекращении дела пишет, что в заключении судебно-медицинской экспертизы о смерти Сюзанны Бадалян говорится, что «ее смерть последовала вследствие тромбоэмболии легочной вены, тромбов и эмболии с опухолевыми тканями легочных артерий, возникших в результате кесарева сечения Сюзанны Бадалян». Согласно тому же заключению, Сюзанна при жизни страдала находящейся в стадии разложения почечно-клеточной арциномой правой почки, мерцающим тромбом нижней аорты, которые находятся в прямой причинной связи со смертью женщины.

Приведя выясненные следствием обстоятельства, следователь первым делом указывает, что в связи со смертью Сюзанны для определения допущенных врачами ошибок прокуратурой была назначена комиссия для проведения комплексной судебно-медицинской экспертизы, которая выяснила, что до операции С. Бадалян врачи-хирурги – гинеколог Сона Хачатрян и уролог Ерванд Арутюнян обязаны были провести ряд проверок и обследований, что позволило бы правильно поставить зажимы на аорте, однако эти обследования проведены не были. Согласно заключению комиссии, именно неправильное расположение зажимов, по всей видимости, и привела к расчленению тромба и возникновению тромбоэмболии легочной артерии.

Последствия самоуправства

16 августа прокуратура общин Эребуни и Нубарашен возбудили уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 130 УК РА: невыполнение врачами должны образом профессиональных обязанностей, проявление к ним небрежного, недобросовестного отношения, что повлекло смерть по неосторожности пациентки Сюзанны Бадалян во время операции по удалению у нее почки. Интересно, однако, что проигнорирована статья 127 УК РА, а следовательно, то важное обстоятельство, что врачи не имели подписанного Сюзанной согласия на операцию на почке. Следует отметить также, что ни сама Сюзанна, ни ее родные не давали врачам даже устного согласия на вторую операцию и даже совершенно наоборот: требовали ни в коем случае не прикасаться к почке. По свидетельству врачей, кесарево сечение при родах уже само по себе сложная операция, поэтому в этих случаях исключают проведение какой-либо второго оперативного вмешательства. Кроме того, как известно, операция на почке является дорогой операцией.

Нелепые доводы

Так или иначе, но, как оказалось, врач-уролог Е. Арутюнян, в отличие от мужа Сюзанны Армана Крмояна, намного раньше узнает о возбуждении прокуратурой уголовного дела. В эти дни Е. Арутюнян позвонил Арману, видимо, желая как-то пойти на мировую, однако Арман, ничего еще не зная о возбуждении уголовного дела, отказался с ним встречаться. В этот период Е. Арутюнян был уже фактически ознакомлен с деталями уголовного дела, что, кстати, запрещено законом. Следователь представил в распоряжение Е. Арутюняна заключение судебно-медицинской экспертизы. Арман Крмоян совершенно справедливо возмущается: «Врач Е. Арутюнян был признан свидетелем по делу, в его отношении не было принято решение о привлечении в качестве обвиняемого, он не был арестован, а прокуратура нарушила требования статьи 248 Уголовно-процессуального кодекса (гласящей, что с решениями и заключениями экспертизы имеют право ознакомиться только обвиняемый, подозреваемый и потерпевший), и Е. Арутюнян, будучи заинтересованной стороной, ознакомился с заключением экспертизы и представил ходатайство о назначении новой комиссии для проведения дополнительной судебно-медицинской экспертизы, причем с привлечением указанных именно им врачей-специалистов! Совершенно непостижимым образом прокуратура удовлетворила это его требование. А меня, правопреемника потерпевшей, не только не ознакомили с результатами ни первой, ни второй экспертизы, но даже вообще не уведомили о них!»

Отметим, что, согласно заключению комплексной судебно-медицинской экспертизы, «именно неправильное расположение зажимов, по всей видимости, привело к смерти девушки». Ознакомившись с материалами дела и желая, скорее всего, скорректировать его в свою пользу, Е. Арутюнян представил ряд возражений и, не имея на то никакого права, ходатайствовал о включению в состав новой судебно-медицинской комиссии ряд видных врачей различного профиля, после чего представил в прокуратуру лично составленный им список специалистов. Ходатайство было удовлетворено, и в комиссию вошли указанные Е. Арутюняном врачи. На основе составленного ими заключения результаты экспертизы были изменены в пользу Е. Арутюняна. «Могу с уверенностью сказать, что представленные Ервандом врачи оказали давление на врачей первой комиссии, потому что были его сторонниками, – убежден Арман Крмоян. – Заключение состряпано и явно направлено на то, чтобы избавить своего коллегу от ответственности, потому что завтра или послезавтра они и с кем-нибудь другим поступят так же, как и с Сьюзи, и им понадобится с помощью той же цепочки прикрыть дело».

Заключение второй комиссии резко меняет существо дела. Эти врачи пишут: «Все медицинские действия в отношении больной С. Бадалян были показанными, выполнены правильно, вовремя и должным образом. До наиболее вероятной концовки С. Бадалян привело то, что она около 10 лет страдала опухолевой болезнью и беременность при противопоказании». Что же касается утверждения предыдущей комиссии, что не были проведены необходимые проверки и исследования, из-за чего неверно были поставлены зажимы, что и привело к смерти Сюзанны, то коллеги Е. Арутюняна, извращая факты, утверждали, что медицинский центр «Эребуни» не располагал соответствующим оборудованием и что Е. Арутюнян практически не мог их сделать, поскольку такая практика существует только в Институте хирургии имени Маргаряна. Вспомним сейчас, что врач Е. Арутюнян буквально уговорил А. Крмояна оставить Сюзанну в их больнице, сказав буквально следующее: «Незачем идти в Маргаряновскую, мы здесь обеспечены всяким оборудованием, лекарствами».

Перевраннные факты

Самое страшное заключается, однако, в том, что мафия врачей, следователей прокуратуры и судмедэкспертов, имея на руках полную историю болезни Сюзанны Бадалян, перевернули ее с ног на голову, обвиняя в смерти молодой женщины как ее саму, так и ее родных. Все пытаются свалить на указанное в медицинских документах новообразование возле почки и обвиняют родителей девушки в равнодушии к ее здоровью. По мнению второй судебно-медицинской комиссии, в которую входили «люди» Е. Арутюняна, одно это «обстоятельство» полностью оправдывает преступников-врачей. Не теряя надежды добиться истины Арман Крмоян, правпреемник Сюзанны Бадалян, ходатайствовал о назначении еще одной комплексной судебно-медицинской комиссии для опровержения нелепых утверждений в заключении второй комиссии – но уже без участия указанных Е. Арутюняном врачей, которые извратили факты и являются заинтересованной стороной. Однако старший следователь А. Варданян счел ходатайство безосновательным и отказал.

Материалы дела, находившегося в производстве старшего следователя прокуратуры общин Эребуни и Нубарашен оказались перевранными до такой степени, что оставалось только тихо прикрыть дело. Что и было сделано.

Арман Крмоян письменно обратился к Генеральному прокурору РА Агвану Овсепяну. «Я считаю, что уголовное дело прекращено безосновательно: в том же уголовном деле имеется заключение судебно-медицинской экспертизы, которое доказывает совершенные врачами ошибки, – пишет в своем заявлении Арман. – Прошу вас отменить решение о прекращении и дать указание удовлетворить ходатайство о повторной комплексной судебно-медицинской экспертизе, чтобы виновные врачи предстали перед судом».

P.S. На публикацию в нашей газете первым откликнулся сам уролог Ерванд Арутюнян. «Вы играете с авторитетом человека», – заявил он. «А вы играли с жизнью человека, – ответили мы. – Попробовали ли вы взвесить, что тяжелее – лишиться авторитета или лишить человека жизни, оставив без матери двух малышей?». Е. Арутюнян пригрозил, что тогда и он «начнет». А что именно, пока неясно. Причиной смерти Сюзанны Бадалян он считает почки. Возникает вопрос: как может развиться в больном организме совершенно здоровый плод, причем не первый, особенно если учесть, что на почки при беременности падает самая большая тяжесть?

Между прочим, пошел слух, что Е. Арутюнян больше не работает в медицинском центре «Эребуни». По нашим данным, уволили «по собственному желанию». Тем не менее, желая окончательно уточнить информацию, мы обратились в медицинский центр «Эребуни», и его исполнительный директор Артур Ростомян любезно сообщил нам, что бывший заведующий урологическим отделением Ерванд Арутюнян вот уже два месяца, как уволился «по собственному желанию». Г-н Ростмян уточнил также, что Е. Арутюнян работает сейчас в медицинском центре «Святой Нерсес Великий». В связи со смертью Сюзанны Бадалян исполнительный директор не смог сказать ничего нового, за исключением того, что дело находится в прокуратуре и что некоторые врачи медицинского центра «Эребуни» привлекались к следствию.

Кстати, муж Сюзанны Бадалян, Артур Крмоян, особо отмечает, что персонал роддома медцентра «Эребуни» в течение почти 40 дней проявлял исключительную заботу о его новорожденном сыне.