Внепарламентские игры

30/11/2005 Карен КОЧАРЯН

О конституционных изменения сегодня нельзя говорить ни хорошее, ни плохое. А после референдума о конституционных изменениях следующие парламентские выборы в Армении станут у нас самым важным политическим событием. Именно поэтому попытаемся сегодня разыграть партию, соперниками в которой будут нынешние парламентские и внепарламентские партии и силы.

Почему именно эта тема и почему именно сегодня? Потому что мы привыкли к тому, что новые партии появляются в преддверии выборов – за несколько месяцев или, в крайнем случае, за год до них. Вспомним «Шамирам», «Страну законности», Объединенную трудовую партию, ДНСА, «Могучую родину», «Достойное будущее» и т. д. Однако сегодня, когда до следующих парламентских выборов еще добрых два года, одна за другой возникли несколько партий, и конца этому не видно. Это может означать две вещи. Первое: парламентские выборы в Армении состоятся не через два года, а гораздо раньше. Второе: если из всех новоявленных партий в ходе выборов только одна из них становилась «киндер-сюрпризом» («Страна законности» в 1999 году, Объединенная трудовая партия в 2003-м и т. д.), то наследующих выборах ставится задачу увеличить число таких партий – чтобы «проучить» самоуверенные парламентские партии и создать, так сказать, «паззловый» парламент. Понятное дело, что в таком случае ни одна из партий не сможет набрать не то что абсолютного, но даже относительного большинства. Этот то единственный случай, когда игра идет очень смазанная.

Лагерь белых

Король – «партия власти»
Ферзь – Республиканская партии
Ладьи – партия «Страна законности» (СЗ), АРФД
Слоны – блок «Единство», «Национальное единство»
Кони – «Народный депутат» и ОНП
Пешки – независимые депутаты

Лагерь черных

Король – еще не появился на поприще
Ферзь – партия «Республика»
Ладьи – «Наследие», «Новые времена», АОД и др.
Слоны – Обломки Компартии, ДНП, ЛДПА, ОНС и др.
Кони – новосозданные партии
Пешки – индивидуальные кандидаты

Ход белых

До сего дня игра белых была достаточно ясна. В 2003-м их ферзь и ладьи (РПА, СЗ, АРФД) нанесли довольно сильный удар по другим стремящимся к власти силам, не пустив их в парламент. Остальные фигуры белых, в свою очередь, оставили вне игры прочие силы черных. Разумеется, в течение этих двух лет все следили в основном за борьбой власть-оппозиция. Однако понятно, что после референдума начнется новый этап борьбы, когда каждая из фигур будет разыгрывать собственную партию. И, значит, попытаются не только сохранить свои места, но, по возможности, и преумножить их. Ведь именно от количества имеющихся мест может зависеть исход президентских выборов, которые последуют после парламентских (СЗ видит президентом своего Артура Багдасаряна, Грант Маргарян заявил, что АРФД выставит своего кандидата, республиканцы пожелают вместо премьерского кресла иметь президентское, а целый ряд сил в лагере власти, так и оппозиции считают вероятным кандидатом в президенты Сержа Саркисяна).

Ход черных

Черные, естественно, не могут забыть 0,4 процента ДНП или подаренные Ара Абрамяном компьютеры (ЛДПА), так и не оказавшие никакого воздействия, и на новых выборах всячески попытаются достичь реванша. Об этом свидетельствует объединение ДНП-ЛДПА-«Могучая родина» (хотя, говорят, из их блока вышла ДНП, считающая себя более мощной фигурой). А если учесть, что черные могут в буквальном смысле слова сделать ход конем (новосозданными партиями), то контратака черных может быть очень мощной, особенно если взглянуть, что это за «кони» – Самвел Бабаян, Арташес Туманян, Манук Гаспарян, Альберт Базеян и другие.

Ход белых

Если учесть, что на будущих парламентских выборах количество пешек уменьшится (число мажоритарных мест сократится с 56-и до 41-го), то можно предположить, что «Народный депутат» захочет стать партией, чтобы по пропорциональным спискам обеспечить себе места, а независимые депутаты, пополнив ряды той или иной партии, внесут определенную сумятицу в предварительные партийные списки. Конечно, некоторыми из них просто пожертвуют, но кое-кто, став проходной пешкой, укрепит свои позиции.

Ход черных

Практически такая же картина и в лагере черных. Однако если белые начнут жертвовать свои фигуры позднее (я думаю, в 2006-м, когда будет подписан ОБСЕ-евский пакет по урегулированию карабахского конфликта, о чем довольно прозрачно намекали в последние дни), то серия жертв у черных начнется сразу после референдума, и в игру вступят незаметные на первый взгляд, но в реальности обладающие немалой силой фигуры.

Ход белых

Сегодня уже ясно, что «любовный флирт» коалиции завершается (заявление Галуста Саакяна, что «с референдумом по изменениям в Конституции миссия коалиция завершается», является ярким свидетельством этого). Добавим к этому и то, что, по слухам, республиканцы на сей раз не собираются уступать кому бы то ни было даже полпроцента депутатских мест. В оппозиционном крыле белых также началась уже борьба за «вождизм».

Игра черных

Черные, в свою очередь, понимают, что после длительной борьбы и властное, и оппозиционное крыло белых ослабли, а значит, для них появляется хорошая возможность вступить в активную игру. Тем более что в последние годы геополитические силы хотят увидеть у власти в бывших социалистических странах новое поколение. Это относится как к революционным странам (Сербия, Грузия, Украина, Кыргызстан), так и к нереволюционным (Польша, Румыния, страны Балтии и т. д.).

Шахматный комментатор Карен Кочарян

Ясно одно: впереди ожидается ожесточенная борьба. И если завтра выяснится, что мы переходим от президентской системе к полупрезидентской, то «паззловый» или мозаичный парламент будет весьма на руку будущему президенту, которому манипулировать таким парламентом будет даже легче, чем при помощи абсолютного большинства. Такое развитие событий с неизбежностью приведет к поражению белых и победе черных. Ибо сколь бы мало мест ни завоевали черные в парламенте, они будут считать это победой (представьте себе хотя бы, что ЛДПА, которая вот уже 15 лет не может попасть в парламент, вдруг преодолеет 7%-ный барьер!), а потеря нынешними парламентскими фракциями и группами даже 1-2-х мест станет рассматриваться как поражение.