Поможет ли новая Конституция вынести справедливый приговор?

24/11/2005 Бабкен ТУНЯН

Противостояние «Ройал Армения»-Государственный таможенный комитет (ГТК) продолжается. Компания вновь возбудила иск в Экономическом суде с требованием признать недействительными установленные ГТК таможенные пошлины. Представители «Ройал Армении» считают, что таможенные суммы на импортируемый ими кофе чрезвычайно завышены, что прямо влияет на конкурентоспособность продукции «Ройал Армении».

Заседание суда состоялось 21-го ноября в 15 часов и длилось 15 минут. Представитель «Ройал Армении» Геворг Минасян заявил отвод судье Е. Хондкаряну, и судебное заседание было отложено.

В своем 3-хстраничном ходатайстве г-н Минасян детально аргументировал причины их недоверия судье. Поскольку документ этот слишком велик для газетной статьи и написан юридическим языком, мы приведем его лишь его основные положения. В числе других аргументов Г. Минасян отмечает, что судья Е. Хондкарян безосновательно (по мнению представителя «Ройал Армении») приостановлении гражданского дела в связи с таким же обращением (о признании недействительными завышенных таможенных сумм).
представленном компанией 24 августа 2005 г.

Завершается ходатайство об отводе следующим абзацем: «Таким образом, очевидно проявленное судьей Е. Хондкаряном недоброжелательное отношение к СП ООО «Ройал Армения» и благожелательное отношение к Государственному таможенному комитету. Мы считаем, что противоречивые чувства лишают судью Е. Хондкаряна возможности быть беспристрастным в данном деле, посему просим удовлетворить данный отвод».

Г-н Минасян, однако, не уверен, что отвод удовлетворят и назначат нового судью. Но тогда каков смысл заявлять отвод, если нет никакой гарантии, сто даже в случае его удовлетворения новоназначенный судья будет действовать в рамках закона? Г-н Минасян сказал, что у них нет никакого желания тратить время на сутяжничество, что же касается отвода, то он заметил: «Этим отводом я хотел всеобъемлюще представить весь наш горький опыт, связанный с судьей Хондкаряном, и в очередной раз показать, насколько грубо и откровенно было приостановлено судебное рассмотрение по нашему предыдущему иску». Тем не менее, считает Г. Минасян, моральная победа на их стороне: «…Все понятно, что если бы эти люди могли обосновать установленные ими цифры, то пришли бы и обосновали, а не устраивали бы весь этот театр».

Представитель компании уверен, что в деле «Ройал Армения»-ГТК «судья Хондкарян небеспристрастен и откровенно защищает незаконные интересы ГТК». Однако он затрудняется назвать причины этого, сказав только, что, судя по образу жизни высших чинов ГТК, нужды в средствах они не испытывают и имеют различные возможности для «убеждения».

При всем этом г-н Минасян не питает надежд на то, что в результате этого процесса ГТК начнет действовать в поле законности. По его словам, они с 2003-года обращаются в суд с одной целью: «Обязать ГТК, чтобы в отношениях с нами он придерживался закона и действовал законным образом, не попирал или, в крайнем случае, как можно меньше попирал наши права, поскольку иначе у него не получается, поскольку сила привычки очевидна».

Для пущей объективности следовало бы выслушать обе стороны, однако получить комментарии у г-на Карапетяна, представлявшего ГТК, не удалось. Он был также против телесъемок, что еще более укрепляет подозрения относительно правоты ГТК. В нашей газете мы уже писали о том, что «Ройал Армения» обратилась к президенту и другим высшим должностным лица страны. Как отметил г-н Минасян, они готовят новые обращения и новые доказательства. А насчет того, почему не последовало отклика на прежние обращения, у представителя компании имеется свое объяснение: «Честно говоря, мы не ждали, что отклик последует в скором времени. Вопрос тут более глубокий. У меня такое впечатление, что государственные инстанции сегодня заняты более хлопотными делами, связанными с референдумом 27-го ноября. Я надеюсь, что после 27-го они обратятся и к нашему делу».

Я чуть было не брякнул, что если конституционные изменения удостоятся ободрения народа, то будет вынесен справедливый приговор, поскольку все сразу улучшится, в том числе и судебная система. Однако вовремя вспомнил, что положения «Республика Армения – правовое государство» и «все равны перед законом» имеются также в действующей Конституции, и прикусил язык, ибо трудно поверить, что что-либо изменится…