Рубен Овсепян актерам не приглянулся

20/11/2005 Лилит СЕЙРАНЯН

«Я пришел не агитировать, чтобы вы обязательно пошли и сказали «да» или «нет» конституционным изменениям, а пришел помочь вам правильно сориентироваться», – сказал вчера во время встречи со студентами Института театра и кино депутат НС от АРФД Рубен Овсепян. А чуть позже, противопоставился сам себе, заявив: «Вот уже целый месяц говорит об этом, лишая людей права правильно сориентироваться».

Зал был почти пуст, студенты то входили, то выходили. А когда поток покидающих зал усилился, председатель студенческого совета института, сидевший вместе с Р. Овсепяном на сцене, подозвал одного из парней и велел запереть двери. На полу и на креслах валялись отпечатанные правительством брошюрки с разъяснением конституционных изменений. Но чувствовалось, что объяснения Р. Овсепяна о том, какое значение будет иметь для развития страны принятие этих изменений, интересуют студентов столь же мало. Сколь и сами эти брошюрки.

«Я никогда не оказывался в столь неудобном положении, как сегодня, поскольку в этом институте я всегда сидел в зале, а вы были на сцене, – чувствуя настроение студентом, сказал в начале своего выступления Рубен Овсепян. – Я всегда смотрел из этого зала на вашу игру, танца, песни. Естественно, я не могу сегодня доставить вам столько же удовольствия, сколько вы, поэтому единственное мое утешение в том, что я могу по мере своих сил быть вам полезен в неразберихе референдума». Но поскольку он не мог вот так просто встать и уйти, то вынужден был произнести несколько фраз. «После всех этих изменений возникает ситуация, когда видишь, что Конституция, как старая одежда, становится уже мала. Эта Конституция этой стране была уже не по росту. Точно так же человек время от времени меняет одежду не потому, что она изнашивается, но и потому, что перерастают ее. Точно так же и Конституция», – попытался художественно объяснить будущим актерам Р. Овсепян. Зал на это откликнулся весьма скептически: «Надо же, ты посмотри только, ребенок вырос!..»

Депутат говорил о том, что текст будущей Конституции значительно изменен, а все эти изменения в конечном итоге направлены на развитие гражданского общества и непосредственно касаются также их. А когда же обычный гражданин почувствует эти изменения? – немедленно опросили из зала. «Я не говорю, что уже на следующий день после референдума эти изменения будут реализованы, я говорю о направлениях, в которых вы будете обязательными участниками», – ответил Р. Овсепян. Зал не успокоился, будущие актеры полностью вошли в свою роль, звучали реплики: «Да что вы?», «Неужели?», «Это ж надо!» «После этих изменений каждый гражданин получит право обращаться в Конституционный суд. Последние годы нашему народу некуда было жаловаться. Куда он пойти – в суд? Очень хорошо, но ведь в суде бывают всяческие проволочки, да и решения выносятся не всегда справедливые. Куда было пойти человеку, если он считал, что в суде с ним обошлись несправедливо? Право обратиться в Конституционный суд дано потому, что это гораздо более беспристрастный институт, и люди, обратившись туда, могут в какой-то степени смягчить несправедливость суда, – продолжил депутат. – Это – самая важная задача. Сейчас очень мало людей и организаций могут обратиться в Конституционный суд. А теперь двери КС открыты перед каждым, который желает хотя бы немного выдавить из себя раба, чтобы он смог в этой стране реализовать свои права. Но и это опять-таки невозможно сразу». «А вот этого ты не должен был говорить!» – со смехом поднялся с места один из студентом театрального факультета и направился к двери, сказав соседу: «Тогда как этом можно реализовать сразу».

В это время Р. Овсепян отвечал на вопрос председателя студенческого совета относительно двойного гражданства. «Если вы спросите меня, что мне больше всего нравится в этой Конституции, то я скажу: именно это положение, с помощью которого мы должны защищать наш национальный интерес, – сказал он и добавил: – Это очень важное положение, которого мы (т. е. АРФД. – Л. С.) не смогла достичь при создании прежней Конституции. Но люди, которые тогда были против этого положения, до сих пор сохраняют свою инерционную силу и чтобы аргументировать свое мнение, впадают в очень странные, смешные, а также очень уродливые обоснования». Затем депутат рассказал о том, как он недавно искал в Интернете страны, которые также разрешают двойное гражданство: «Как выяснилось, это есть не во всех странах, но закон этот действует особенно в тех странах, где есть проблемы, касающиеся их нации».

Следующий вопрос председателя студсовета касался заявлений оппозиции о том, что благодаря конституционным изменения можно будет легко уступать земли страны. «Это досужие разговоры, на которых можно спекулировать, – заявил Р. Овсепян. – В той же статье говорится, что НС может объявлять войну. Если это Национальное Собрание, если вы верите НС – я не говорю, что нынешнему или завтрашнему, которому может вам понравиться или не понравиться. Но это высший орган нашего государства, и если вы не доверяете ему, то кому же тогда доверяете? Другое дело, что НС, волне возможно, не возьмет на себя одного такую великую ответственность и сам поставит такие вопросы на референдум. Если вы теоретически признаете НС в качестве высшего государственного органа и доверяете ему в вопросах войны, принятия законов и так далее, то почему не доверяете в вопросах границ? И еще: почему вы подходите к НС с предубеждением, что в нем соберутся одни только предатели, которые не сегодня-завтра продадут границы туркам? Кто сказал такое? Может быть всякое, могут быть невежественные депутаты, которые ради своей выгоды пойдут на тысячу и одну уловок, но невозможно, чтобы они были предателями. Это очень серьезное обвинение, и постарайтесь быть подальше от него». Этим советом и завершил он встречу. Через полминуты в зале уже не было никого, а сам Рубен Овсепян был настолько растерян, что вместо того, чтобы сойти со сцены, прошел за кулисы. К счастью, он быстро сориентировался и вернулся на сцену.