В настоящее время ежедневный объем мировой внешней торговли составляет 5 млрд долларов. Долгие века подряд эта торговля осуществлялась по следующей схеме: товар на кораблях или караванами доставлялся из одной страны в другую, затем наличные деньги тем же путем отправлялись продавцу обратно. Ясное дело, что в глобализующемся мире этот механизм уже устарел. Появились и уже существуют новые формы и технологии, в которые вовлечена и Армения.
В этот процесс «вмешались» банки, обладающие колоссальными финансовыми средствами, а через свои корреспондентские банки имеющие связи по всему миру. Однако банки являются не только посредниками в передаче денег: предлагают экспортерам и импортерам различные формы финансирования. Так, в случае инкассо товар сначала доставляется покупателю, после чего обслуживающий его банк начинает рассчитываться с продавцом. В случае аккредитива действует обратная схема. Эта форма предпочтительна в тех случаях, когда стороны еще не доверяют друг другу и только начинают сотрудничество, поэтому банк импортера открывает аккредитив и уведомляет об этом банк экспортера. Уверенный, что с ним расплатятся, экспортер отправляет товар по назначению.
Во всем мире используется много подобных банковско-финансовых инструментов. А в Армении? В этой связи мы встретились с ведущим специалистом Армянского банка развития Анной Ананян. В беседе с нами она подтвердила, что наша банковская система освоила действующие в международной практике инструменты обслуживания внешней торговли. Почти все армянские банки используют сейчас аккредитив, инкассо и гарантию. Кстати, суть гарантии заключается в следующем: банк импортера дает гарантию, что даже если не заплатит, он все равно перечислит причитающиеся деньги. Каких-либо технических проблем у наших банков нет, поскольку все они подсоединены к телекоммуникационной системе SWIFT. Однако некоторые вопросы все же имеются.
Основным инструментом, которым оперирует Армения, является аккредитив. Это можно объяснить тем, что наша страна продолжает оставаться преимущественно импортером, однако в силу политической и экономической нестабильности Армении и малой осведомленности об уровне и деятельности наших отечественных бизнесменов иностранные экспортеры армянским импортерам, мягко говоря, не особенно доверяют. Поэтому и требуют, чтобы импортеры из Армении работали с ними по аккредитиву. А это достаточно дорогое удовольствие (одно только открытие аккредитива обходится в 100 долларов), хотя цены и проявляют тенденцию к снижению.
В международной практике не обязательно, чтобы импортер, открыв аккредитив, перечислял банку всю сумму, однако армянские банки, не доверяя своим клиентам, применяют именно этот механизм. То есть, фактически, все в этой системе направлено против импортера. Как бы там ни было, но, по словам А. Ананян, спрос на аккредитив продолжает расти – поскольку таково требование зарубежного партнера, а альтернативы нет. Если в 2002-м наша банковская система обслужила 127 аккредитивов, а в 2003-м – 216, то в прошлом году их число составило 258.
Кроме того, случаются порой и вопросы чисто технического характера. Поскольку банк, открывающий аккредитив, затребует от экспортера различные документы, касающиеся качества товара, возникают проблемы с их отправкой, возникает необходимость в изменении аккредитива, и дополнительные расходы становятся неизбежными. Как подтвердила Анна Ананян, случаев, когда все проходило гладко, немного.
«Армянские бизнесмены не в полной мере понимают возможности предлагаемых инструментов обслуживания внешней торговли и их преимущества, а многие из них даже вовсе не ведают о них», – говорит А. Ананян. Это, по ее мнению, является серьезной помехой на пути развития нашей внешнеторговой деятельности.
Впрочем, кое-какой прогресс имеется и в придании большей «цивилизованности» нашей экспортной деятельности. В частности, крупные армянские бизнесмены также не раз требовали от своих внешнеторговых партнеров открыть аккредитив: если вы нам не доверяет, то и мы вправе не доверять вам!