В радиокомпании «Радио Ван» царит утопический коммунизм

20/11/2005 Сусанна АЗАТЯН

– Кто подал оформить интернетовский сайт «Радио Ванна» в военном духе?

– Во всем нужна новизна, поскольку людям быстро надоедает одно и то же, будь то интернетовский сайт или домашняя мебель. На этот раз наш интернетовский сад посвящен 60-летию Победы. А кроме того, мы ведь все солдаты – все служим нашему радиослушателю.

– Говорят, создать радиокомпанию было вашей мечтой, и многие, особенно мужчины, не слишком верили в ее возможность. А как сегодня те же люди оценивают вашу работу?

– Да, многие действительно с пренебрежением отнеслись к этой идее. Я где-то читала, что радио основывают люди трех категорий: политические деятели, бизнесмены и авантюристы – разумеется, в хорошем значении этого слова. Я отношу себя к третьим. Человек, не имеющий ничего, кроме мечты и цели, движется вперед, преодолевая все препятствия, и вдруг видит, что ему удалось то, о чем он мечтал… Я с детства была очень целеустремленной. Если человек поставил перед собой цель, то он должен добиваться ее, то есть, на этом пути нельзя отчаиваться, уставать, а если даже устал, то все равно вставай и продолжай! Знаете, в школе я всегда была слаба по физике, не успевала. Даже учитель мне сказала однажды: «Ладно, пойдем дальше, ты все равно не поймешь». Я очень обиделась и подумала: подумаешь – физика, неужели так трудно ее выучить? Два месяца день и ночь читала учебник и в конце концов доказала учителю, что он был неправ. То же самое было и при создании радио. После окончания аспирантуры в Москве по специальности психолингвистика писала научную работу, практическим применением которой было радио. Когда венулась из Москвы, наша кафедра в Политиехническом институте закрылась. Тогда у меня и родилась идея радио. Не было финансов, не было сторонников – одно только голое желание, мечта основать радио. Хотя, конечно, и тогда рядом со мной были люди, которые и сегодня рядом. Многие, к кого я просила совета или помощи, выслушивали меня со смехом и махали рукой: «Что с нее взять, женщина ведь, пусть болтает!» Я помню, что своими разговорами о радио надоела всем в своем окружении. Это свое жэелание я могу сравнить только с желанием иметь ребенка. Потом, когда у меня все получилось, те же люди извинялись передо мной, говорили, что отныне изменили свое мнение о женщинах, и порой даже спрашивали у меня совета, а я помогала им чем могла.

– Женская интуиция когда-либо подводила вас?

– Мне бы очень хотелось хоть раз ошибиться. По Зодиаку я Скорпион, а интуиция у скорпионов очень сильна. Я в основном руководствуюсь своим внутренним ощущением, и оно никогда меня не обмануло.

– Как женщина-руководитель, не испытывали ли вы трудностей с мужчинами?
 
– У нас на радио демократия – никто никому не подчиняется, так что наш коллектив подает хороший пример утопического коммунизма. Мы собираемся, обсуждаем, а потом я часто в шутку говорю: «Ну вот, мы посоветовались, и я решила». Но это решение – не только мое: это собирательное мнение всех.

– Удается ли вам оставаться и бизнес-леди, и домохозяйкой?

– Признаюсь, что это самое сложное. Я считаю, что самая счастливая женщина это та, у которой имеется любимая работа, а рядом – понимающий муж. Женщина должна быть свободной в своих действиях, а мужчина должен понимать, что свобода – вовсе не проституция. К сожалению, в нашей действительности таких мужчин мало, потому что наш духовный склад не позволяет мужчине примириться с таким положением. Я разведена – именно потому, что мой муж был не из тех мужчин, которые понимают, что у меня есть свой собственный внутренний мир, своя собственная сущность, и ломать их нельзя. Бог создал нас свободными, мы рождаемся в одиночку и умираем в одиночку. Я по своей натуре свободный человек и сейчас очень спокойна, поскольку в стрессовых состояниях не оказываюсь. Живу со своими детьми и родителями – очень тихо и мирно. Только вот не успеваю уделять детям столько внимания, сколько хотелось бы. Я считаю, что дети должны видеть свою мать спокойно и счастливой, иначе не смогут правильно оценить жизнь.

– Своего сына вы воспитали в уважении к женщине?

– Мне бы очень хотелось, чтобы он был таким. Я хочу, чтобы его жена была мне благодарна за то, что вырастила хорошего человека. Мои дети видят, что я сама очень свободная женщина, что ни разу не сказала им «нельзя!». Когда я была маленькой, моя мама всегда разговаривала со мной с «не»: нельзя, не ходи, не смотри, не думай, не трогай и так далее, так что мне даже казалось, что в словарном запасе нет слов без «не»… А поскольку я на собственной шкуре испытала, каково это, то воспитала своих детей в прямо противоположном духе. Я всегда говорила, что живу не ради своих детей, а вместе с ними, то есть мы идем вперед рука об руку. Я хочу, чтобы они не боялись мыслить свободно. Мы, армяне, неправильно воспитываем детей. Особенно «зажатыми» держим девочек, поэтому 18-19-летние девушки, кроме замужества и нарядов ничего впереди не видят. Я не понимаю тех родителей, которые следят за каждым шагом своих детей, проверяют и не доверяют. В конце концов, у каждого ребенка своя судьба и своя жизнь, и мы не вправе ломать их или распоряжаться ими. А судьба, по-моему, вот что: если у нас на стене висит изображение коня, то мы должны раскрасить его, но не должны переделывать коня в крокодила.

– А на кухне вы успеваете бывать?

– Очень люблю вкусно поесть! Вообще-то еда у армян что-то вроде обряда: другие нации едят просто чтобы утолить голод, а мы к обеду готовимся долго. Так, например, я не люблю готовить толму или другие простые блюда. Это у меня от бабушки – по воскресеньям обед у нас дома был торжественным, он действительно похож был на церемонию – непременно с белой скатертью и при свечах. Люблю придумывать новые блюда и звать друзей на обед, а потом с удовольствием слышать «надо же, как вкусно!».