Несмотря на имеющийся огромный потенциал, одна из отраслей нашей экономики, а именно легкая промышленность, в смысле развития сталкивается со множеством проблем. Одним из наиболее крупных предприятий отрасли является производственное объединение «Гарун». Выпускница профтехнического училища по линии пошива одежды и Киевского институт легкой промышленности Гоар Енокян многие годы занимала различные должности на предприятии, а с 28-го ноября 1985 года и по сей день является директором производственного объединения. Именно о проблемах легкой промышленности наша сегодняшняя беседа с г-жой Гоар Енокян.
В 1989 г. по распоряжению М. Горбачева производственному объединению «Гарун» было выделено 5 млн долларов на техническое вооружение. Французская фирма «Альберт» полностью переоснастило предприятие. Однако после краха СССР положение усложнилось. Пути поставок сырья оказались перекрыты. Если раньше оно доставлялось из разных республик Союза, то теперь объединение вынуждено было работать на сырье заказчика, используя только дешевую местную рабочую силу.
«В конце 1992-го года в Армению приехали два брата-армянина из Голландии, ознакомились с нашим предприятием и выразили желание сотрудничать с нами, – рассказывает Гоар Енокян. – Система действовала так: в России арендовался самолет, он доставлял из Голландии сырье, мы целый месяц работали, потом точно так же отправляли готовую продукцию в Голландию. Через четыре года цены на авиационное топливо в России возросли вдвое. Арендовать самолет стало невыгодно. Год мы пытались получать сырье рейсом Ереван-Амстердам, но тут возникла другая проблема. Нам мешали торговцы цветами – они загружали самолет цветами, так что для нашего сырья не оставалось места. Поставки сырья задерживались на целые недели. В том же готу ввозные пошл0ины в Голландии были повышены примерно в два раза, и наши голландские партнеры начали постепенно уменьшать количество заказов …»
С 1995-го года ПО «Гарун» начало работать с американской фирмой «Амерэкс». Постепенно эта фирма наладила сотрудничество и с другими швейными фабриками Ванадзора, Гюмри, Ахуряна и Еревана (всего их было 10-12), однако сотрудничество это продлилось до 11 сетября 2001 года, когда в сложном положении оказалась и экономика США. Американская фирма уменьшила оплату за пошив и сократила объем заказов. ПО «Гарун» это оказалось невыгодно, и она в 2002-м году она отказалась от этого сотрудничества.
«В 2003-м мы обратились в Министерство обороны и, выиграв тендер, начали шить военную форму, что продолжаем делать и сейчас», – говорит г-жа Енокян. Объединение получает сегодня заказы также из России и Франции, но все равно работает не на полную мощность. Найти заказчиков, по словам директора ПО, дело очень нелегкое, к тому же этому мешает неуверенность иностранных бизнесменов в стабильности экономической и политической ситуации в Армении.
Транспортные расходы обычно покрывает заказчик. Г-жа Енокян рассказывает об одной из таких возникших проблем: «3-4 года назад мы нашли заказчика, английскую фирму «Сьюзен Мартин», которая заказала нам 50 тысяч пальто. Однако возникли колоссальные трудности с доставкой. В соответствии с договором, заключенным с английскими магазинами, фирма обязана была поставить им готовую продукцию в течение 40 дней, тогда как доставка из Лондона сырья и вывоз готовой продукции из Армении автомобильным транспортом занимали около 29 дней. То есть, пошить за 10 дней 4-5 тысяч пальто было просто невозможно. Несколько раз подряд не уложившись в сроки, фирма прекратила сотрудничество с нами».
Почему же тогда «Гарун» не обеспечивает местный рынок? Во-первых, он очень маленький, в во-вторых, насыщен дешевой импортной продукцией, в основном китайской, турецкой, иранской. «На сегодняшний день наша продукция неконкурентоспособна, потому что дороже. Кроме того, поскольку мы импортируем сырье, к цене добавляются и транспортные расходы. Рабочая сила в Китае, скажем, вдвое дешевле, поэтому наша продукция примерно вдвое дороже китайской. Очень дорого стоит у нас и электроэнергия. Те гигантские предприятия, которые создавались в СССР, примерно 80 процентов своей продукции должны были поставлять в другие республики Союза. Сегодня эти предприятия невозможно задействовать, поскольку расходы слишком велики. Только в течение зимы мы выделяем на отопление до полутора миллиона драмов, причем из трех производственных этажей работает только один», – объясняет Г. Енокян. Кроме того, добавляет она, в Армении много надомников, и семейное предприятие из нескольких человек вполне способно насытить местный рынок. Причем на рынках и в магазинах у нас продается в основном местная продукция, у которой импортные только ярлыки. Больше половины всей продукции местного производства.
Одной из причин меньшей «привлекательности» Армении стало и то, что администрация президента Буша установила для пяти африканских стран, а затем и для Вьетнама нулевую ввозную пошлину – чтобы помочь этим странам «встать на ноги». И естественно, что американские фирмы склонились в ту сторону. То же самое сделали «Амерекс» и индийские заказчики «Гаруна». «Мы обратились к президенту республики с просьбой установить нулевую таможенную пошлину для стимулирования нашего экспорта в США, – сказала г-жа Енокян. – Отказали. По всей видимости, этого не позволили американские силы. Разумеется, это было сделано в «цивилизованной форме»: нам разрешили свободно экспортировать продукцию из натуральной и искусственной кожи, но Армения не может заниматься таким производством, да и спроса нет».
Еще в советские годы самая низкая оплата труда существовала именно в швейной отрасли. Работающие здесь получают сейчас 35-40 тысяч драмов в месяц. И хотя уровень безработицы в республике все еще остается высоким, тем не0 менее, объединение испытывает потребность в работниках. «На наши объявления не откликаются. Народ обленился, получающие иностранную помощь и работать уже не хотят. Если даже нам удастся запустить объединение на полную мощность, все равно мы будем испытывать нужду в рабочих. Можно привлечь людей и из областей, но это будет очень накладно», – отмечает Г. Енокян. Кстати, в ПО «Гарун» сегодня занято всего 120 человек.
Немало забот причиняет экспортеру и падение курса доллара, снижающее покупательную способность доллара и прибыльность иностранных заказов. От этого страдают и работники, зарплата которых уменьшается, и, соответственно, повышается текучесть кадров.
Что же мешает развитию легкой промышленности? «Это отрасль, которая находится вне внимания государства. Правительство не стимулирует развития легкой промышленности, нет национальной программы развития легкой промышленности. Ко всему этому следует добавить также высокие налоги, а также пошлины на импортируемое сырье, оборудование и запасные части. А ведь их снижение могло бы уменьшить груз на плечах местного производителя», – подчеркивает Гоар Енокян. И до тех пор, пока все эти проблемы и препятствия остаются в нашей стране нерешенными, она не видит перспектив для крупных предприятий сферы легкой промышленности.