Семь свидетелей Иеговы, отказавшихся продолжать альтернативную гражданскую службу, осуждены на лишение свободы за самовольное оставление места службы. Осужденные находились в числе тех 22 молодых людей, которые прекратили альтернативную гражданскую службу, заявив, что они находились под контролем Министерства обороны, что противоречит их религиозным убеждениям: свидетели Иеговы против воинской службы (см. «168 часов», № 46).
В городе Севане осуждены к 3-м годам лишения свободы 19-летние Артур Чилингаров, Гагик Вавтян, Вагаршак Маргарян и 20-летний Борис Мелкумян. До этого им предъявили обвинение в организованном дезертирстве, за которое предусматривается лишение свободы на срок от 4-х до 10 лет. В своей речи прокурор смягчил обвинение, вместо дезертирства квалифицировав деяние как организованное самовольное оставление места службы и потребовал для обвиняемых 3,5 лет лишения свободы. Судья по той же статье приговорил их к 3-м годам.
По тому же обвинению в дезертирстве служившие в Капанской психиатрической больнице Нарек Алавердян и Арсен Севоян осуждены на 2 года, а служащий Ереванской инфекционной болезни Шалико Саркисян – на 2 года и 8 месяцев (если групповое дезертирство предусматривает до 10 лет лишения свободы, то индивидуальное – до 4-х). Еще 15 молодых парней ждут приговора.
Защищавший ребят во время севанского процесса 70-летний британский адвокат с 44-летним стажем Ричард Дэниел сумел через Интернет ознакомиться с переведенным на английский законодательством Армении. Единственное, что он сказал относительно законов, так это то, что они предусматривают слишком суровые наказания. «Давать человеку 10 лет за дезертирство – это очень тяжелое наказание», – говорит он. Адвокат считает также, что закон об альтернативной гражданской службе несовершенен. Для британского адвоката (он, кстати, сами иеговист), кажется очень странным, что в перерывах между судебными заседаниями судья и прокурор уединяются в одном кабинете. «В моей стране такое невозможно, говорит он. – У нас обе стороны подходят вместе. И если здесь прокурор должен оставаться с судьей, то должен был оставаться и я – чтобы другая сторона вдруг не возомнила, будто другая вступает в какую-то сделку с судьей». Однако больше всего возмутило адвоката то, что его подзащитных судили по закону, вступившему в силу после их поступления на альтернативную службу.
В законе «Об альтернативной службе», вступившем в силу в июле 2004-го года говорится, что альтернативная гражданская служба находится вне воинской службы. Когда они приступали к службе, закон не предусматривал какого-либо наказания за оставление этой службы. Но через 15 дней после начала их службы в закон было внесено изменение о том, что находящиеся на гражданской службе наказываются по военным законам. Вначале делом занимался военный следователь, затем – гражданский.
«Закон не имеет обратной силы – это основополагающий принцип международного права. Таков и закон Армении. Если бы этот закон был в силе, они не пошли бы на службу. Я рад, что прокурор изменил статью и смягчил наказание. И все-таки это незаконный приговор, и мы его обжалуем», – сказал Артур Дэниел.