Не секрет, что в советские годы арцахцы говорили в основном на русском и, естественно, все делопроизводство в местных учреждениях также велось на русском. В послевоенные годы здесь начался постепенный переход на армянский язык. Если раньше в Степанакерте 3-4 из 10 школ были русскими, то сейчас из 12 школ нет ни одной русской. В настоящее время в Степанакерте действует одна русская школа, да и та частная, а из государственных имеется только один класс средней школе № 8, где в основном иноязычные ученики.
Закон о языке в НК был принят в 1996-м году, а Инспекция по языку создана в январе 2005-го. Недавно Союз журналистов НКР организовал очередной «круглый стол» по вопросам языка, в котором приняли участие также начальник Инспекции по языку Лерник Акопян и депутаты НС НКР Арпат Аванесян и Ваграм Атанесян. По словам начальника языковой инспекции, в различных учреждениях и на предприятиях осуществляется ряд инспекционных мероприятий, в результате которых было обнаружено множество нарушений. Как сообщил Л. Акопян, есть даже министерства, где делопроизводство до сих пор осуществляется на русском. Были и такие случаи нарушений, по которым Инспекция вынуждена была обратиться в суд. Размеры штрафов колебались от 30 до 300 тысяч драмов.
На вопрос журналиста, штрафовались ли крупные государственные чиновники, Л. Акопян ответил, что последние не совершали таких серьезных нарушений, за которые следовало бы их подвергать штрафам. «Были случаи, когда на вывески или щиты на магазинах некоторых должностных лиц были не на армянском, но после нашего указания они исправили эти недостатки. Следует отметить также, что есть и такие благотворители, которые даже после предупреждения продолжают нарушать закон. По этим фактам мы готовимся в ближайшее время обратиться в суд», – заверил он.
В ходе обсуждения участники «круглого стола» коснулись также противоречий в законах. В частности, речь зашла о том, что в законе «О языке» четко закреплено, что все государственные должностные лица должны владеть армянским языком, тогда как в законе «О правительстве» нет положения о том, что министр или другое должностное лицо должно в обязательном порядке знать государственный язык. Многие из участников с горечью отметили, что в Карабахе до сих пор много чиновников, не владеющих армянским.
В итоге участники «круглого стола» пришли к мнению, что в закон «О языке» необходимо внести изменения, которые предварительно должны быть обсуждены с участием заинтересованных лиц и соответствующих специалистов.