Наша экономика была неготова

14/11/2005 Карапет ТОМИКЯН

В феврале исполнится три года со дня членства Армении во Всемирной торговой организации (ВТО) – тогда как Россия, самая большая страна СНГ, все еще колеблется вступить в эту крупнейшую экономическую организацию. Что мы выиграли от членства в ВТО? Об этом наша беседа с депутатом НС РА, доктором экономических наук, профессором Татулом Манасеряном.

По его мнению, членство в ВТО для любой страны можно только приветствовать. Это означает, что значит, что страна готова к сотрудничеству и имеет с одной стороны свободную рыночную экономику, а с другой – стремление реализовать конкурентные преимущества. Проблема заключается в другом: прежде всего страна должна быть готова к подобному шагу, поскольку во многих случаях он рассматривается не просто как экономический шаг, но и как политический. «В данном случае Армения, как мне кажется, немного поспешила с членством, – говорит Т. Манасерян. – Почему? Во-первых, обратимся к сфере сельского хозяйства. Сейчас в нем занято больше половины трудоспособного населения, тогда как его общая доля в ВВП составляет меньше 25 процентов». Это обстоятельство он объясняет ожидаемым уменьшением сельскохозяйственного производства как в Армении, так и в других странах СНГ (Грузия, Молдова, Кыргызстан). Растет уровень занятости населения в этой сфере – за счет других отраслей экономики, увеличивается удельный вес ручного труда, нет никакого прогресса в смысле механизации сферы, а государство не оказывает ей поддержки с целью повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции. По словам депутата, такая картина сельского хозяйства заставляет самым серьезным образом задуматься, поскольку при вступлении Армении в ВТО ей было поставлено условие повысить к 1 января 2009-му году конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции до такого уровня, чтобы эту сферу можно было обложить налогом наравне с другими отраслями экономики. То есть, через 3 года в сельском хозяйстве будет применяться налог на добавленную стоимость, чего сегодня нет. «В Армении сложилась тяжелая ситуация: нет не только государственной поддержки – из-за сезонного отходничества, подорожания горючего, недостаточности средств на компенсацию потерь вследствие стихийных бедствий и иных обстоятельств разрушаются и имеющиеся крестьянские хозяйства», – утверждает Т. Манасерян. Для сравнения он заметил, что хотя в развитых странах в сельском хозяйстве заняты всего 2-3 процента населения, тем не менее, эта сфера там постоянно развивается и дает конкурентоспособную продукцию. Это объясняется тем, что государство оказывает ему прямую поддержку путем финансирования. Так, например, в Евросоюзе в расчете на одну корову выделяется столько средств, сколько в России не получает даже сам крестьянин. Что же говорить тогда о самих европейских фермерах, которые получают от государства большие дотации и за счет этого могут сохранить свои хозяйства. И сколь бы высокой ни была в европейских странах себестоимость сельскохозяйственной продукции, государство, исходя из целей продовольственной безопасности, заинтересовано в ней, а порой даже экспортирует ее по искусственно заниженным ценам

Коснувшись взаимоотношений развитых и развивающихся стран в условиях глобализации, Т. Манасерян отметил важнейшую в мировом масштабе проблему – сокращение бедности. В «Вызовах тысячелетия», подписанных более чем 180 странами, отмечается, что пока развитые страны допускают неравную конкуренцию, бедность не сократится.

Недавно многие из руководителей государств Южной Америки интересным образом прореагировали на предложение США присоединиться к Северо-американской зоне свободной торговли. Они прекрасно осознают, что пока развитые страна не распахнут «ворота» своей экономики для импортируемой из развивающихся стран продукции, все прочие разговоры бесполезны, поскольку именно это позволит вести свободную и равную конкуренцию, именно это даст возможность развивающимся и находящимся на переходном этапе странам реализовать их конкурентные преимущества. Т. Манасерян считает, что Армения обладает довольно серьезными конкурентными преимуществами и возможностями, которые вполне в силах реализовать не только за счет мощных финансовых вливаний, но и с помощью правильного управления ресурсами. «Мы должны учитывать, что серьезную поддержку в этом смысле нам может оказать диаспора, причем не только дальняя, но и ближняя, – замечает ученый, – тем более, что нашим стратегическим партнером является Россия. Она – прекрасный рынок сбыта для армянской продукции, потому что те же самые продукты она импортирует из других стран. Важную роль играют здесь и пути сообщения, по которым можно в кратчайшие сроки довезти до нужного места скоропортящиеся товары. А в различные регионах России имеется большой спрос на наши товары».

По мнению Т. Манасеряна, сельское хозяйство – та сфера экономики Армении, где делаются попытки более или менее организовать работу. Однако имеющиеся проблемы связаны не только с самой этой сферой, но и с другими отраслями, в частности, с промышленностью. «Здесь не только сокращаются объемы производства, но и распыляется производственный потенциал. Достаточно сказать лишь, что Министерство промышленности превратилось в Министерство торговли и экономического развития, а это прямо говорит о том, что сегодня в стране нет какой-либо государственной структуры, отвечающей за развитие промышленности», – отмечает Т. Манасерян. Что касается сферы информационных технологий, объявленных правительством приоритетной областью развития, то, как отметил профессор, отпущенные государственным бюджетом 2006-го года на науку 5 млрд драмов – попросту смешная сумма, а зарплата работников научной сферы не превышает 27 тысяч драмов.

Товары и услуги, являющиеся продуктом интеллектуального труда, торговля которыми регламентируется ВТО, нуждаются в серьезном регулировании, поскольку, по мнению Т. Манасеряна, в Армении фактически не защищены авторские права не только собственных граждан, но и авторские права граждан других стран. И хотя по требованию ВТО у нас создано специальное агентство, занимающееся этими вопросами, развернутая им деятельность пока весьма незначительно. «Членство Армении в ВТО пока что способствует продаже в Армении товаров других стран и созданию рабочих мест в собственных странах – за счет снижения конкурентоспособности наших товаров, – считает Т. Манасерян. – К такой конкуренции наша страна, в сущности, не готова. Несколько лет назад я выступил не столько против членства в ВТО (такого вопроса вообще ставить нельзя), сколько против неготовности нашей страны к этому шагу, поскольку необходимость к такому шагу пока не назрела. Опыт показал, что пока мы в проигрыше. Важнейшей проблемой является, во-первых, отсутствие экономических приоритетов, что является задачей экономической безопасности. То есть, Армения не имеет экономических ориентиров, мы не знаем, куда катится экономика, каковы цели, которым должна служить экономическая политика».Что касается самой экономической политики, то, по мнению ученого, каждая страна должна иметь единую четкую программу, из которой должны вытекать ежегодные программы, то есть бюджет, который, считает Т. Манасерян, полон недостатков. В частности, утверждает он, в бюджете проигнорированы целые отрасли, такие, например, как гражданская авиация. Расходы бюджета увеличены за счет раздувания дефицита, в его финансировании велика доля внешних источников, что может явиться серьезной экономической угрозой. Не менее серьезной опасностью является и наша зависимость от импорта – ее объемы более чем вдвое превышают объемы экспорта.

Одним из требований ВТО является и обеспечение гарантий стабильного развития страны, тогда как даже внутренние колебания валютного курса в Армении и их непредсказуемость оказывают существенное отрицательное воздействие на внешнюю торговлю. Если в стране нет экономической стабильности, то не будет и иностранных инвестиций, а без них говорить об экономическом развитии просто бессмысленно. По мнению Т. Манасеряна, «двузначные цифры экономического роста в Армении являются всего лишь «реабилитационными показателями», их нельзя сравнивать с 1-2-хпроцентнымростом в развитых странах, поскольку там
это – стабильный экономический рост». Взамен этого он предложил сравнить эти цифры с экономикой послевоенной Германии, где экономический рост достигал 30-35 процентов.

Нынешние минусы от членства Армении в ВТО Т. манасерян объясняет также отсутствие здоровой экономической конкуренции. Взамен этого у нас есть монополии, взаимосогласованные олигополии, кланы, которые никак не интегрируются в национальную экономику, а преследуют свои узкие интересы и избегают уплаты налогов. «В этихусловиях цеои, которые ставят перед собой вступающие в ВТО страны, постепенно становятся для Армении неосуществимыми. Единственным «выигрыш» от членства в ВТО заключается для нас в том, что мы широко распахнули свои двери для чужой продукции. Мы так и не смогли реализовать два наших важнейших конкурентных преимущества – высокий интеллектуальный потенциал нашей рабочей силы и профессиональные возможности диаспоры. Только после их реализации мы сможем сказать, что членство в ВТО способствовало серьезным экономическим достижениям», – добавил Татул Манасерян.