В 2001 г. фирма «Валенсия» впервые в истории Армении организовала корриду. Тореадоров и быков пригласили из Испании. Коррида для ереванцев была доселе неведомым зрелищем – до этого мы знали о корриде только по книгам и фильмам. Организаторы обещали, что зрители шоу получат незабываемые впечатления. Они обещали также, что не погибнет ни один бык, поскольку коррида будет не испанской, а по португальскому образцу, то есть, будет более милосердной и бескровной. Такое «гуманное» решение было принято по требованию организации защиты животных и церкви. Но оно оказалось нарушено в первый же день корриды.
В центре стадиона огородили специальную площадку. «Загородка была с довольно широкими щелями, – вспоминает фотограф агентства «Фотолур» Мелик Багдасарян.
– Фотографы и операторы работали у самой загородки и снимали через эти щели. Первый бык оказался очень медлительным и неинтересным. А второй, проигнорировав условия корриды, протиснулся сквозь щиты загородки и начал метаться по всему пол». Ситуация стала неконтролируемой: никто не мог предугадать дальнейшие действия быка. На стадионе были машины, которые начали преследовать быка. Опасность зрителям практически не грозила – трибуны находились достаточно высоко, но зато в опасной ситуации оказались разместившиеся вокруг загородки журналисты.
«Мы не знали, что делать, но все нашли наилучший выход – сами полезли в загородку, – рассказывает Мелик Багдасарян. – Ибо в тот момент это была самым безопасным местом.
Им повезло: бык обратно в клетку не полез, но зато стремительно понесся вдоль поля. Кто-то решил отвлечь внимание быка, и на стадион привели 10 коров. Но, как оказалось, без толку: бык плевать хотел на коров. А коровы, выйдя на поле, тут же принялись преспокойно пастись. Зрители ревели от восторга, симпатии людей к быку возросли. Все теперь «болели» за него. Было принято решение убить быка: безопасность людей оказалась более веским аргументом, чем жизнь быка. Заместитель начальника полиции Ованес Варян из машины «скорой помощи» высадил в быка целую обойму. Бык был тяжело ранен, но никак не хотел умирать. И даже разъярился еще больше. В конце концов быка заколол тореадор – как и должно было быть на настоящей корриде. Он не был готов к такому повороту и, убив быка, даже расплакался…»
«Тореадоры не взяли с собой шпаг, поскольку знали, что убийств не будет. Но как только возникла чрезвычайная ситуация, тореро сходил за шпагой и убил уже раненого быка», – продолжил М. Багдасарян. С жестокой смертью быка первый день шоу закончился, хотя в этот день должно было состояться еще четыре выступления. Для 20-25 тысяч зрителей день этот оказался весьма интересным и поистине незабываемым. Непредсказуемыми оказались действия как быка, так и организаторов. Такое необыкновенное завершение корриды впрыснуло в их кровь немало адреналина.
М. Багдасарян рассказывает: «Думаю, очень многие из зрителей лишь потом поняли, что произошло ЧП – у них возникло впечатление, что именно так и было задумано шоу». На следующий день посмотреть корриду пришло еще больше людей. Все явились в предвкушении повторения событий предыдущего дня, но, увы, все четыре состоявшихся в этот день выступления прошли без сучка и задоринки – быки вели себя как и было запланировано. А запланированная коррида никому не интересна.