Армянская революционная федерация Дашнакцутюн создана для того, чтобы существовали и могли развиваться Армения и армянский народ», – такое откровение выдал представитель Бюро АРФД Грант Маргарян на состоявшейся 4 октября в Американском университете Армении научной конференции, посвященной 115-летию АРФД.
«Если б даже не было предыдущих ста лет, одного сделанного нами за 15 лет достаточно, чтобы мы с открытым челом предстали перед народом», – сказал, открывая конференцию, Г. Маргарян. О его словам, АРФД сегодня не пытается пережевывать хлеб прошлого. «Мы хотим есть тот хлеб, который печется сегодня», – уточнил он. А этот хлеб АРФД пекла в Нагорном Карабахе, печет и в Джавахке, и в центре Еревана, причем печет его «для создания и принятия новой Конституции для демократии». Это, то есть Конституцию, Г, Маргарян считает самым важным на сегодня делом.
После вступительного слова один за другим выступили восемь историков, которые попытались в своих докладах представить «антидашнакски тенденциозно извращаемую в течение 70 советских лет историю» так, какой она есть на самом деле. Причем начинали они с «общечеловеческих истоков идеологии АРФ», с того, как основатели «дашнакцутюна» изучали Канта, чтобы понять: человек – это средство или цель? Чувствовалось, что доклады построены так, чтобы, упаси боже, не показалось, будто АРФД занимается самовосхвалением: в них нет-нет, да и проскальзывали отдельные критические предложения относительно прошлой деятельности партии.
Самым интересным из них был, пожалуй, доклад доктора исторических наук Арарата Акопяна «Парламентская деятельность АРФД в 1918-1920 годах». «В те времена идея независимой и свободной Армении была осуществима, – указывает в своем докладе А. Акопян. – Потом – не знаю, то ли судьба нашего народа была такой, то ли что, – но она привела нас к нынешнему. Тем не менее, наша цель это объединенная и независимая Армения – независимо от того, есть ли сегодня возможности осуществить это». Затем доктор исторических наук начал перечислять все те прекрасные цели, которые поставили перед собой руководители АРФД. Впрочем, потом из его слов стало ясно, что события подло решили пойти другим путем и все испортили…
Затрагивались и первопричины возникновения карабахского конфликта, и Гамлет Арутюнян, еще один доктор исторических наук, подчеркнул, что именно в 1918-20-е годы Карабах стал спорной территорией. Под самый конец итоги последних 15 лет деятельности АРФД подытожил руководитель парламентской фракции АРФД, кандидат исторических наук Левон Мкртчян. Он счел необходимым заметить, что рано еще давать оценку деятельности АРФД за последние годы, поскольку этот этап еще не завершен «и мы не знаем, куда заведет процесс». В своей речи Л. Мкртчян коснулся «осторожности АРФД» в вопросе провозглашения независимости Третьей Республики Армения. По его словам, обладающие политической ответственностью силы в диаспоре осознавали, что мирные демонстрации, происходившие в рамках национально-освободительной борьбы Арцаха, перерастут в вооруженное столкновение. «Но народ был совершенно неподготовлен, народ не был вооружен, народ еще психологически не представлял, что будет вести национально-освободительную борьбу на территории Советского Союза. В смысле времени это могло стать величайшей опасностью и для Арцаха, и для Армении. Именно в этом была причина того, что весомые политические силы, обладающие политическим опытом, действительно пытались не спешить, окрасить ситуацию, пытались в этой окраске вести сбалансированную политику», – также в живописной форме разъяснил Л. Мкртчян «осторожность» АРФД в деле провозглашения независимости Армении.
Еще один представитель АРФД, вице-спикер НС Ваан Ованнисян, отвечая на вопросы журналистов, отметил, что АРФД не нуждается в восхвалении, поскольку она есть и должна быть. «Не будет забывать, что мы призваны, чтобы обеспечить справедливость для армянского народа», – добавил В. Ованнисян и разъяснил, что в обеспечение этой справедливости входит «восстановление исторических прав» армянского народа, но и восстановление этих самых прав на родине – в самой Армении. Коснулся В. Ованнисян и недавнего заявления премьер-министр РА Андраника Маргаряна о том, что национальная политика заключается не в том, чтобы, например, «превратить, Стамбул в море крови» или присоединить Джавахк и другие территории. По мнению премьера, такие заявления делаются не столько из чувства националистических, сколько из шовинистических побуждений. «Несколько лет назад были деятели, которые так же говорили и об Арцахе. В том же духе говорили, что выраженные на категорическом уровне требование Арцаха со стороны АРФД – тоже шовинизм. Но мы видели, что из этого вышло», – заочно противопоставился премьеру В. Ованнисян. Продолжая свою заочную дискуссию с премьером, он продолжил: «Кажется, он сказал также, что мы веками теряли земли из-за шовинистических сил. Потеря наших земель и вообще все потери армянского народа произошли не в результате каких-то национальных движений – кстати, это типично АОДовская точка зрения, – сколько из-за тех бестолковых деятелей, в результате деятельности которых наш народ перестал веритьи доверять собственному государству».
По словам В. Ованисяна, чтобы понять это, следует не философствовать, а читать наших историков. А тем, кто изучает народные песни и фольклор, чтобы составить представление о «национальных подходах» политических сил, он готов предоставить – хотя бы по части АРФД – гораздо более серьезные документы, изучение которых, по мнению вице-спикера, уточнит эти представления, «особенно для тех организаций, которые на писаниях одного из таких прославленных героев основали всю свою идеологию». «В подобных заявлениях имеется элемент комплекса неполноценности, поскольку народ создал песни не обо всех партиях», – подвел черту под своим ответом премьер-министру вице-спикер НС.