Будет ли снесен «Фирдусятник»?

08/11/2005 Лусине СТЕПАНЯН

На днях к протестующим по поводу освоения Северного и Центрального проспектов присоединились также жители улицы Фирдуси. Однако опасения этих последних, что государство собирается скупить также их дома, оказались напрасными. Вот уже около десяти лет ползут слухи, что ярмарка «Фирдусятник» будет снесена, но разговоры эти так и остались на уровне слухов.

Как сообщили нам в отделе прессе ереванской мэрии, пока что программ, связанных с улицей Фирдуси, нет, и пока что неизвестно, появятся ли они в будущем. И тем не менее, когда мы посетили этот район, выяснилось, что борьба жителей идет не с правительством, а друг с другом. Некоторые заявляют, что согласны со снесением, другие же утверждают, что оттуда не уедут.

Основным источником существования для большинства жителей улицы Фирдуси является расположенная здесь же ярмарка. Еще много лет назад многие присвоили примыкающие к домам участки, однако земля эта считается государственной. Те, кто самовольно завладел участками, сдают их в аренду торговцам. Один из местных жителей, также имеющий киоск на ярмарке, признался, что вокруг этих участков крутятся большие деньги. И хотя он не стал называть конкретных сумм, которые платят за киоски, все же сказал, что это, как минимум, 100 долларов. Те, кто сдают ярмарочным торговцам участки в аренду, естественно, категорически против того, чтобы «Фирдусятник» снесли. «Те, кто в свое время успел захватить участки, не хотят, чтобы квартал сносили, поскольку зарабатывают хорошие деньги. А те, кто, как и я, платят им такие деньги, не сумели вовремя завладеть землей, хотят, чтобы квартал снесли, а нам выплатили компенсацию и мы могли жить в нормальном месте, а не существовать в этих разрушенных домах под шум торговцев. Идут митинговать – а чего ради? Ведь многие из них в своих домах там даже не живут, а сдают внаем и зарабатывают деньги, даже пальцем не шевельнув! Но ведь мы-то хотим жить по человечески», – сказал один из торговцев, тоже житель улицы Фирдуси. Когда мы поинтересовались, хотят ли вообще обитатели здешних мест, чтобы квартал снесли, многие ответили примерно так: «Вот уже двадцать лет говорят, что разрушат, но никто ничего не делает. Почему же нам не хотеть – посмотрите состояние наших домов!»

Протесты демонстрантов-«фирдусятников» беспочвенны, однако самое важное заключается в том, что в отличие от жителей Северного и Главного проспектов, которые единодушны в своих требованиях, обитатели «Фирдусятника» придерживаются крайне противоположных мнений.

Крысиный квартал

«Ох, девушка, тебя, наверное, сам Бог послал, журналистка, да?.. Прошу тебя, умоляю, милая, пойдем к нам домой, познакомься с моей семьей и напиши в газете, скажи, как мы живем… Ты пришла в «Фирдусятник», но тамошние хорошо живут, а ты посмотри, как мы живем!» – чуть не плача, говорит нам пожилая женщина, торгующая жавелем. 75-летняя Асмик Саакян с 1937-го года живет в доме № 17 по улице Ареставорнери. В этой полуразрушенной однокомнатной халупе проживают 11 человек: сама Астхик, ее дети и внуки. Перед каждыми выборами жителям этого квартала обещают вывезти мусор и кое-где заасфальтировать. Возле домишка Астхик стоит остов особняка, принадлежащего одному из владельцев «золотого рынка» – его вот уже 3 года все не достроят, и полувозведенное здание превратилось в самую настоящую свалку. Житли постоянно обращаются к администрации общины Кентрон, чтобы убрали мусор, но ответа все нет.

«Мы давно уже спасть не можем – боимся. Крысы начали нас жрать на нашей же улице. Сколько раз уже нападали на маленьких детей! Вот и несколько дней назад отгрызли ухо ребенку… По ночам детей к себе в постель берем, чтобы не случилось чего, от страха уже всякий покой и сон потеряли. Сама ведь видишь: крысиный квартал: мусор, сырые влажные стены и земля – все условия для крыс созданы! Прошу тебя, сделайте хоть что-нибудь, больше уже невмоготу терпеть – да ты ведь и сама все видишь… «Фирдусятники» протесты устраивают, но разве они видят, как другие живут? Нам ведь многого не надо – пусть хотя бы придут посмотрят. Хоть бы с этими крысами что-нибудь сделали, специалиста бы прислали, А то тут просто гнездо чумы, очень опасно! Мы-то еще ничего, но ведь жизнь этих маленьких детей в опасности, понимаешь?» – говорит бабушка Астхик.