Внешне на Родосе за прошедший год почти ничего не изменилось. Прибрежные гостиницы и таверны работают. Как и большинство магазинов и лавочек, в которых можно купить все, что взбредет в голову, но в которых при этом мало что продается – отдыхающие приезжают, как правило, подготовленными. Самый ходовой товар – циновки для пляжа, панамки, алкоголь и сигареты. Другого, по-моему, на Родосе «курортники», приезжающие со всей Европы, не покупают.
Ровно год назад, именно в мае в Греции начались беспорядки – греки протестовали против ужесточения социальной политики правительства. Само правительство тоже как бы и не очень было виновато, если не вдаваться в глубинные причины и не докопаться до каких-то коррупционных историй. В Евросоюзе решили, что социальные программы в Греции условиях кризиса чересчур гуманны и порекомендовали Афинам урезать бюджетные расходы по этой линии. Греки возмутились и стали громить правительственные учреждения и офисы.
На Родосе тогда было спокойно, не считая того, что работники местного аэропорта в знак солидарности на полтора дня присоединились к национальной забастовке. Островитяне мудро рассудили – поднимать бузу в начале курортного сезона выйдет себе дороже: непонятно принесут ли успех акции протеста, но то, что желающих отдохнуть на берегу Эгейского или Средиземного моря (а Родос омывается этими двумя морями) отпугнут – это точно.
За прошедший год образ жизни родосцев не изменилась. Все так же степенно они открывают свои магазинчики и таверны, все так же приглашают зайти перекусить или купить чего-нибудь, все также, несмотря ни на что устраивают себе 2-3 часовую сиесту, все так же надеются на наступление более удачных дней. Но при этом готовятся к худшему.
Однокурсник, перебравшийся на историческую родину, лет двадцать назад и раскрутивший по всей Греции хороший туристический бизнес, сказал мне прямо: «Дело дрянь. У страны сумасшедшие долги. Дефолта будет не избежать». Верить ему можно – у него есть связи в греческих верхах. Без связей в Греции тяжело добиться серьезного успеха в бизнесе. «Больше долгов у Испании, Италии, Португалии. Но накажут именно нас – Грецию. Устроят показательную порку, чтобы другим неповадно было. Почему именно Грецию? Ну, наверное, потому что она наиболее слабая, наименее значащая что ли в Евросоюзе – двойные стандарты те еще», – продолжил он.
Внешне это не очень видно. Да и зачем приехавшему на райский остров отдыхать человеку вдруг вникать во внутренние дела?! Но если даже не вникать, а окинуть тот же Родос поверхностным взглядом, то увидишь не только красивые отели, но и законсервированное строительство, не готовящиеся к сезону гостиницы, закрытые магазины – прошлогодний кризис не прошел бесследно, а субсидии выручили не всех. Особенно сильно пострадал строительный бизнес. Мало какая компания уцелела в этой отрасли. Говорят, что во всей Греции ничего не строится, все замерло. С работой вообще стало туго, в основном сезонная по сбору фруктов-овощей-цитрусов-маслин, или в той же туристической сфере. И ситуация не выглядит особо перспективной. Тот же приятель, завершая рассказ, сказал, что два его двоюродных брата с семьями решили вернуться обратно в Грузию, откуда эмигрировали лет десять назад.
«Работы нет, просвета не видно, а что им делать – бесконечно ожидать пособия, которые, видимо, опять урежут?! И таких людей много. Иногда подумываю, может быть, тоже бы уехал обратно – просто, как представлю, что все надо будет опять с нуля начинать…- силы и энергия уже не те, стараюсь здесь удержаться на плаву», – признался он.
И это не преувеличение – «удержатся на плаву». Ухудшение общей ситуации обернулось ужесточением конкуренции – в ход идет все. Например, еще в Москве, покупая путевки на Родос», я попросил, чтобы на Родосе меня принимала та же фирма, что и год назад – т.е. компания моего однокурсника. В Москве меня заверили, что так и будет. Но на Родосе меня встретила сотрудница другой фирмы, которая конкурирует с компанией моего приятеля. «Это еще ерунда, мелочь, – философски рассудил он. – Хуже бывает… Например, конкурент может войти в сговор с хозяином гостиниц, и тот просто может кинуть – я и через это прошел. Несмотря на договор, меня чуть без пары отелей для моих групп не оставили – хорошо, что это чуть раньше случилось, до открытия сезона».
И чем тяжелее становится жить, тем чаще греки, во всяком случае, на Родосе, вспоминают период правления полковников. Нет, это не ностальгия. Просто тогда, у страны не существовало никакого внешнего долга, она худо-бедно развивалась, с работой таких проблем, как сегодня, не было. Другие были проблемы. А вспоминая то время, начинают жаловаться на ЕС. Да – субсидии, да – помощь, без которых Греция совсем бы загнулась. Но с другой стороны ведь именно ЕС, принимая в свой состав Элладу, лишил ее фактически всей промышленности (какая-никакая, а она ведь была), закрыл большинство фабрик и заводов, продукция которых по каким-то критериям не отвечала европейским, оставив работать лишь пищевую и текстильную. Богатая Европа хотела видеть в Греции исключительно курортную страну с исключительной экологией, и пообещала поддерживать ее всячески по бюджетной части – чтобы, в частности, не было проблем с выплатой пособий потерявшим работу людям и прочая. Европа это, пожалуй, получила. Но получила ли Греция взамен все то, что хотела? Что-то подсказывает, что не получила. А потому, наверное, здесь опять будут какие-то волнения.
Родос, Греция