В конце нынешней недели в России могут появиться новые условия пребывания трудовых мигрантов. Как утверждают представители Федеральной миграционной службы (ФМС), отношение к трудовым мигрантам будет в корне пересмотрено. В частности, речь идет о том, чтобы полностью ликвидировать существующие квоты на работу для неграждан России и максимально содействовать их трудовому обустройству. Предполагается также, что принимаемые новые законы сделают бессмысленными нелегальные миграционные процессы, то есть по сути легализуют всех нынешних нелегалов, а в будущем негражданам России проще и выгоднее будет действовать по закону, чем придумывать какие-то «хитроумные маневры», устраиваться на работу и прятаться от миграционных служб. Вопрос о новой Концепции миграционной политики будет рассматриваться в ближайшие дни на заседании правительственной комиссии во главе с первым вице-премьером Игорем Шуваловым.
Ситуация с мигрантами в России сегодня очень запутанная. С одной стороны регионы, стонут от безработицы или фактической безработицы – т.е. работа у людей вроде и есть, но настолько низкооплачиваемая, что ее вроде и нет, а с другой некий переизбыток рабочих рук наблюдается в крупных городах и богатых сырьевых регионах. При этом мигранты, как правило из стран СНГ, занимаются в основном тяжелой работой. Например, заняты на строительстве, санитарных городских службах. Причем, не всегда законно. И тут двойственная ситуация – стоит властям сделать попытки ее перевода в законное русло, т.е. очистить ту или иную сферу от нелегальных мигрантов, как тут же начинаются проблемы. Всем памятно как власти Москвы вдруг обратили внимание на то, что дворники в столице – примерно 80 процентов граждане Киргизии. Многие работают, обходя миграционные законы. Начались чистки ЖЭКов и прочих структур. Через неделю москвичи взвыли – повсеместно стала ощущаться нехватка дворников с вытекающими последствиями. Властям пришлось дать задний ход, а киргизы снова взяли в руки метлы и совки.
Другая причина внезапно объявляемой борьбы с мигрантами – вовсе абсурдная. Когда в очередной раз уровень убийств по этническому признаку стал пугающе высоким (если, конечно, человеческую жизнь измерять такого рода параметрами) один из больших чинов МВД договорился до того, что если, мол, не будет иностранцев, то и убийств в таком количестве не будет. Однако очень быстро выяснилось, что для местных фашиствующих молодчиков в общем-то нет большой разницы, кого убивать явного выходца из Средней Азии, армянина или азербайджанца, или темноволосых украинцев и молдаван.
Между тем экономисты призывали власти обратить внимание на то обстоятельство, что около 10 процентов ВВП России создают именно трудовые мигранты, и в связи с этим фактически призвали государство выработать хотя бы четкую позицию по вопросу: нужны вообще рабочие из-за рубежа, или нет. И уже ответив на это, строить дальнейший план действий, а не руководствоваться какими-то сиюминутными настроениями.
В новой концепции, которая будет рассматриваться на заседании правительства, все квоты предлагается просто отменить, потому что механизм определения этих самых квот в различных сферах деятельности совершенно непонятен. А если учесть, что рабочей силой иностранцев по большей части пользуются представители малого и среднего бизнеса, то само понятие квоты становится абстрактным. Дело в том, что работодатель для получения необходимого количества рабочих рук должен представить в ФМС заявку за шесть месяцев до окончания года. Тогда с Нового года при удовлетворении запроса работающие у него иностранцы будут считаться легальными трудовыми мигрантами. Но кто рискнет влезать в такое при нынешней экономической нестабильности?! Или наоборот, рабочие понадобились срочно, а ФМС предоставить их не может – квоты исчерпаны. А что делать предпринимателю, который, допустим, «ухватил» на тендере выгодный подряд? Естественно, бросается нанимать тех, кто «под рукой», т.е. нелегалов, серьезно рискуя быть крупно оштрафованным при проверке.
Вдобавок ко всему получить мигранту легальное разрешение на работу крайне сложно – одних справок надо собрать «полжизни не хватит». К тому же, например, на нынешний год официальная квота, по данным ФМС, составляет более полутора миллионов, а реально трудовых мигрантов не меньше пяти миллионов. Как сказал корр. «168 часов» эксперт по вопросам миграции Александр Желенин, ситуацию можно назвать и абсурдной. По его словам, со странами СНГ у России в основном безвизовый режим, граждане стран СНГ пользуются этим и приезжают в Россию не по музеям ходить, а именно в поисках работы, которую официально найти им – иностранцам – тяжело. «Фактически российское законодательство подталкивает их к совершению правонарушений», – полагает Желенин. Новая концепция миграционной политики, если будет принята, изменит положение. Согласно идее, теперь работодателю достаточно будет уведомить миграционные и фискальные службы о наличии на своих объектах работников-иностранцев, и выплачивать все необходимые налоги. Трудовым же мигрантам в этом случае останется одно – не нарушать российского законодательства в целом, и паспортно-визового порядка, в частности.
Помимо этого, легализация мигрантов способна благоприятно отразиться и на демографической ситуации в России. Уже давно не секрет, что крупнейшей в мире стране не удается хотя бы остановить процесс уменьшения населения – для этого необходимо, чтобы в Россию на жительство ежегодно прибывало до полумиллиона человек. Словом, для принятия новой миграционной концепции есть все основания. Но будет ли она принята – другой вопрос. Российские чиновники давно приучили к своим нерациональным действиям.