Для начала – несколько фактов. Есть несколько тем, о которых специалисты и эксперты в соответствующих областях в неофициальной обстановке зачастую говорят охотно с улыбкой, намекая на то, что знают еще больше, но как только дело доходит до просьбы дать официальное интервью, то следует отказ, или обещание, которое остается невыполненным. Одна из таких тем – сейсмологическое оружие.
На сегодня ситуация такова: из каких-то полуслов, полунамеков серьезных экспертов по военным вопросам, специалистов из области геофизики и других гео-наук, можно предположить, что сверхдержавы способны обладать чем-то таким, что могло бы вызывать землетрясения в недружественных – назовем так – им странах. Другая категория – люди, имеющие отношение к экспертным кругам, – с невероятной легкостью уверенно утверждают, что сейсмологическое или тектоническое оружие существует, точно также как «неоспоримы» факты существования, допустим, НЛО, или йетти, а то и лох-несской твари. В общем – ситуация эта туманна. Если веришь в НЛО, то почему не верить в существование такого оружия. Тем более, когда совсем уж серьезные люди на что-то иногда намекают?!
Буквально за несколько дней до катастрофического землетрясения в Японии, по воле обстоятельств наткнулся на статью в популярном российском еженедельнике «Аргументы и факты», где о тектоническом оружии говорилось, как о давно существующем. По памяти расскажу, что интервьюируемый сообщал, что этим страшным разрушительным орудием обладают только два государства США и Россия, и что используют его только со взаимного согласия, т.е. когда Вашингтону нужно устроить землетрясение где-нибудь, ему по договору с Москвой нужно ее согласие, и наоборот. Технология в описании тектонического оружия в общем-то проста – для землетрясения устраивается один или несколько направленных подземных взрывов, которые резонируют «там, где надо». В качестве одного из примеров приводилась наша несчастная Армения. По версии, опубликованной в этом еженедельнике, когда борьба за Нагорный Карабах «достала» руководство ЦК, и стало ясно, что армяне сворачивать освободительное движение не собираются, компартийные бонзы решили их поставить на место небольшим землетрясением, дабы отвлечь внимание от Карабаха. Но что-то не было рассчитано до конца, и ударная волна, «упершись» в мощное араратского плато, вроде уже на территории Турции, сильнейшим образом отразилась в обратном направлении и погрузила в разрушение и хаос пол-Армении, хотя такой масштабной катастрофы и не желал никто.
Услужливая память подсказала другой пример. Когда антироссийские настроения совсем уж начинали зашкаливать в Грузии во имя «проамериканских идей», там тоже начинало трясти. Помнятся три таких совпадения: политическая истерия достигала некоего пика и за ним следовали локальные землетрясения в Тбилиси и Западной Грузии, вызывавшие такие же локальные обрушения и жертвы. Помнятся и разговоры в советское время о таинственной подземной военной лаборатории в Эшера, что в Абхазии. И то, что, как доводилось слышать от нескольких парней, участвовавших в грузино-абхазской войне, дислоцированные в Абхазии российские военные очень серьезно предупреждали грузинских: один выстрел в сторону Эшеры, и всех вас сотрем в порошок.
И вот японская катастрофа. Ей сопутствовал курильский кризис. Токио, как известно, потребовал от Москвы вернуть утерянные по итогам Второй мировой войны четыре острова. Москва в ответ посоветовала вести себя сдержаннее. Президент Дмитрий Медведев показательно съездил на Курилы, что окончательно вывело из себя Японию, выступившую с резким протестом. Россия ответила также жестко, расценив японский протест как попытку вмешательства в свои внутренние дела и оказание давления. Токио отправил в отставку собственного посла в России, не располагавшего информацией о возможном посещении Медведевым островов. Российский президент ответил приказом об усилении обороноспособности Дальнего Востока. Кризис? Признаки налицо. Далее в Москву прибывает вице-президент США Джозеф Байден: обсуждаются текущие мировые процессы, двухсторонняя проблематика, откладывающееся из-за несогласия Грузии вступление России в ВТО… Япония переживает сокрушительное землетрясение. В ближайшее время ей будет не до Курильских островов. В сценарий, который был опубликован в упомянутом популярном еженедельнике, «японская трагедия» вполне себе укладывается. Новых подобного типа откликов на нее ждать пришлось недолго. Уже через пару дней в желтой прессе появились какие-то зловещие намеки.
В конце прошлой недели я оказался в обществе, в котором было несколько отставных военных, ныне публикующих в СМИ экспертные оценки по своей тематике. В разговоре один из них вспоминал о чудовищном воздействии звукового оружия – как оно буквально сводило с ума душманов в Афганистане. Другой – иные кошмары. Третий – еще что-то. Не спросить о тектоническом оружии для меня в этой ситуации было непростительно. Не буду утомлять читателя проведенными переговорами, но удалось заручиться обещанием одного из этих экспертов ответить на мои вопросы в письменном виде. При этом он дал понять, что ему есть, о чем рассказать. Вопросы по электронной почте я отправил этому очень известному эксперту – говорю без сарказма – в воскресенье. Тут же получил от него подтверждение об их получении и заверение, что ответы вышлет в течение нескольких часов, или в крайнем случае в понедельник. И… на этом связь с ним закончилась. Мобильный телефон его не отвечает или выключен, а электронная почта, видимо, не работает. В ожидании все-таки рассказа о тектоническом оружии, стал «листать» интернет на эту тему. И наткнулся на комментарий доктора физико-математических наук, члена-корреспондента РАН, руководителя российского Экспертного совета по прогнозу землетрясений, заведующего лабораторией экспериментальной геофизики Объединенного Института физики Земли им. О.Ю.Шмидта. Алексея Николаева: «Разговоры о том, что причиной нынешнего землетрясения (в Японии – «168 часов) могло стать сейсмологическое оружие – выдумка. Сегодня мир находится в состоянии очередной экологической войны, тихой, подспудной. т.е. соседям можно гадить, скрываясь за естественными событиями. Насылать дожди, засухи и т.д., в том числе и землетрясения. Однако землетрясение нельзя организовать сразу же. Предположим, если вы произвели глубинный ядерный взрыв, то землетрясение произойдет только через три-пять дней. Очень сложно скрыть инициирующий взрыв. А для того, чтобы вызвать серьезное землетрясение нужен очень сильный взрыв. А поскольку современная сейсмология по сути вездесуща, то проделать это втихую не представляется возможным. В мире сегодня работает порядка 10 тысяч сейсмических станций, которые контролируют малейшие толчки и скрыть взрыв такой силы не получится. Ни одного случая намеренной атаки с использованием тектонического оружия пока не зарегистрировано».
Завершив чтение, еще раз заглянул в почту, в надежде на ответы, тем более, что редакция уже была в курсе о готовящемся интервью Ящик был пуст. Тут на удачу ко мне заглянул известный военный эксперт, руководитель «Независимого военного обозрения» Виктор Литовкин. «Ради Армении – уделю хоть целый час», – радушно согласился он на интервью. Но на первый же мой вопрос о сейсмологическом оружии замахал руками: «Я тебя умоляю – давай, поговорим о чем-нибудь более серьезном…» Что ж… о более серьезном, видимо, в следующий раз.