Гия Хухашвили: «Армении нечего беспокоиться по вопросу грузинского газопровода»

18/11/2010 Юрий СИМОНЯН

На Южном Кавказе в дополнение к уже имеющимся проблемам может назреть еще одна. Речь идет о возможной продаже Грузией магистрального газопровода. При том, что окончательного решения на высшем уровне пока нет, страсти понемногу начали накаляться. На магистральный газопровод, который еще несколько лет назад главный покровитель Тбилиси Вашингтон запретил продавать, облизнулись Азербайджан, Россия и Армения. Повторю еще раз – решения о продаже пока нет, откуда взялись разговоры об этом – тоже не совсем понятно, но официальные представители компаний, представляющих эти страны, заявили об имеющемся интересе, а грузинские экономисты из возможных вариантов вслух предпочли иметь дело с Государственной нефтяной компанией Азербайджана (ГНКАР), которая через свою дочернюю структуру SOCAR Georgia Gas покрывает примерно три четверти потребности Грузии в газе. На вопросы корр. «168 часов» по складывающейся, а точнее возможной ситуации отвечает известный грузинский аналитик, эксперт по энергетическим вопросам Гия Хухашвили.

– Разговоры о продаже Грузией магистрального газопровода азербайджанской компании, вызвали обеспокоенность Армении, получающей газ по этой же артерии. В Ереване не скрывают озабоченности вероятным сценарием энергетической блокады, которая может начать выражаться в частых авариях, каких-то падениях давления в трубе, увеличении цены на газ и т.д. На ваш взгляд, стоит ли Грузии ввязываться в такую «историю», тем более, что еще недавно США прямым текстом просто запрещали грузинским властям думать о продаже этого газопровода?

– Пока официальной информации о том, что магистральный газопровод будет продан или выставляется на продажу нет.

– Но он изъят из списка стратегических, не подлежащих продаже объектов. К тому же официальные лица в Азербайджане заявили местным информационным агентствам, что готовы или даже начали переговоры по этому вопросу с грузинской стороной.

– Тогда примем во внимание, что не только Баку, но и Ереван говорит о желании и возможности купить газопровод. Главное же в этом вопросе пока то, что говорит грузинская власть, которая имеет несколько «поблажек» из данного актива. На сегодня официальные комментарии Тбилиси сводятся к тому, что никто газопровод продавать не будет. Власти могут пойти на такой шаг – вынести некий пакет акций, насколько могу предположить, – около 15 процентов. Эта операция не даст контроля над трубой кому-то со стороны.. Если теоретически допустить, что Азербайджан приобретает пакет, то я, конечно, понимаю, что такой шаг может вызвать определенное напряжение в Армении. Но надо учесть и то, что компания SOCAR, которая, очевидно, в случае продажи пакета акций может стать его обладателем, является как бы не азербайджанской, но международной, работающей во многих странах мира по международным стандартам, и наносить сама себе имиджевые удары просто не будет. С другой стороны, не совсем понятно беспокойство Армении – она получает по трубе российский газ, существуют контракты, за транзит по нашему трубопроводу Ереван расплачивается, оставляя нам некоторые объемы газа, – что тут может произойти? Газа больше будут отбирать? Это будет подорожанием?

– Получается рисков для Армении нет?

– Есть некая политическая мотивация, в связи с которой какие-то риски могут возникать. Но, в первую очередь, я бы посоветовал моим армянским коллегам говорить не о том, какие риски могут возникать, а о том, как решить системную проблему, которая не позволяет Армении полноценно участвовать во всех региональных проектах. В том числе и газотранспортных, и нефтетранспортных, в результате чего в принципе теряется огромный потенциал. Отсутствие Армении в этих проектах – системная проблема, и некоторую ответственность за создавшуюся ситуацию армянская сторона должна искать у себя, и также должна искать ключи к решению проблемы, из-за которой сейчас в Ереване возникла обеспокоенность по вопросу принадлежности трубопровода. Или по любому другому поводу. В Ереване должны понимать, что Грузия и Азербайджан являются единым геополитическим звеном, которое сегодня уже играет заметную роль, а в дальнейшем будет усиливать эту свою роль в эффективной системе энергетической безопасности Европы. И Армении тоже надо к этому подключаться. Тогда регион будет развиваться более динамично. Но для того, чтобы подключиться, надо искать решение других системных проблем, а не реагировать на попытки других сторон как-то развиваться. Надо искать ключи к карабахской проблеме. В этом основной рецепт. А из-за армянских проблем никто свое развитие останавливать не собирается. Это вполне естественно, и обижаться на это никто не должен.

– Теоретически, скажем, газопровод перешел к азербайджанской стороне, и Армения стала испытывать дискомфорт…

– Я не думаю, что будет что-то происходить из ряда вон выходящее. Вот Армения тоже выражает интерес к этому магистральному газопроводу. Назовем вещи своими именами – за Арменией стоит «Газпром». И я уверен, что если трубопровод перейдет каким-то образом «Газпрому», тогда-то и начнет что-то происходить – потому что всякие «форс-мажоры» на газопроводе противоречат национальным интересам Грузии. «Газпром» – это политика. И если вести разговор о том, кому нам нельзя передавать магистральный газопровод, то в первую очередь – «Газпрому»! Что касается компании SOCAR, то как уже говорил, это не та компания, которая не будет соблюдать международные стандарты. А если и отношения между Грузией и Арменией будут на уровне высокого взаимопонимания, то думаю, у армянской стороны не будет никаких рисков – грузинская власть не допустит, чтобы кто-то на магистральном газопроводе делал что-то не то.

– Тем не менее в Ереване уже раздались призывы активизировать энергетическое сотрудничество с Ираном.

– Пусть развивают. Это правильный подход в вопросе обеспечения энергетической безопасности страны. Всегда хорошо, когда импорт диверсифицирован. Это правильная политика. И можно пожелать успеха Еревану и в этом направлении, и в вопросе выхода на новый уровень отношений с Ираном. Но тут могут возникнуть политические проблемы другого рода. У Армении очень сложная дилемма. Все-таки думаю, что ей надо в корне вырывать те проблемы, которые есть сейчас. Этот корень – карабахская проблема. Другого решения нет.

– Вы говорите об опасности оказаться перед угрозой диктата «Газпрома», а нет опасности в том, что газовое хозяйство Грузии может оказаться у азербайджанской стороны?

– Ни о каком «всем газовом хозяйстве» речи нет. Даже целиком 300-километровый магистральный газопровод – это далеко не вся газотранспортная система Грузии. И разговор, повторю, может идти о продаже незначительного пакета акций, не дающего права на управление магистральным газопроводом.

P.S.
Когда материал готовился к печати официальный Тбилиси выступил с заявлением, в котором опроверг информацию о готовящейся продаже магистрального газопровода.