Каждый раз, описывая очередной виток возникающего напряжения в российско-грузинских отношениях, предполагаю, что дальнейшее ухудшение просто невозможно. И каждый раз, к сожалению, ошибаюсь. Уже и война пройдена, и дипломатические отношения разорваны и общение происходит через посредника в лице Швейцарии, а оказывается, есть еще куда «двигаться».
Во вторник президент Грузии Михаил Саакашвили удостоил правительственных наград группу работников МВД, непосредственно занимавшихся задержанием членов шпионской команды, работавшей на российские спецслужбы. Аресты агентов, как известно, произошли дней десять назад. 5 ноября грузинский телеканал «Рустави-2» продемонстрировал целый фильм об этой спецоперации. Дата показа была выбрана неслучайно – в этот день Россия празднует День разведчика. Между прочим, с советских еще времен остался этот календарный праздник. Желание грузинских властей побольнее уколоть северного соседа в общем и целом понятно – слишком много этот сосед попортил крови в последние годы, а потом вообще нанес глубокую незаживающую рану, признав независимость грузинских автономий – Абхазии и Южной Осетии. Понятно с человеческой точки зрения. Точнее, с позиции человеческой слабости. Но не политики.
Ведь если вспомнить историю ухудшения российско-грузинских отношений, то одним из ключевых моментов отрицательной динамики стал арест четырех офицеров российского ГРУ. Не сам факт разоблачения и ареста – в конце концов, шпионов везде пытаются отловить. А то, как это было сделано, и в какой унизительной форме разведчики были переданы российской же стороне: в наручниках, при параде грузинского МВД, сопровождаемые одетыми в полицейскую форму девушками, напоминавшими больше топ-моделей, чем работниц правоохранительных органов. Подобный сценарий, «написанный» с участием первых лиц грузинского государства, вызвал неодобрение даже у некоторых членов местного правительства. Они откровенно признавали, что такие шоу не принято устраивать в современном мире, и что разоблачения агентурных сетей происходят, как правило, без излишнего ажиотажа и завершаются в основном тихим обменом расшифрованных «штирлицов». Что последовало потом, когда Россия приняла своих провалившихся разведчиков и показательно наградила орденами и медалями, тоже хорошо известно: рядовых грузин из Москвы и российских городов депортировали разве что не в скотовозках, чуть ли не битком забивая транспортные самолеты.
Однако теперь официальный Тбилиси по сути повторил свои же действия, продолжая «дразнить» Москву. Арест 13 агентов, четверо из которых являются гражданами России, сопровождался циничными комментариями местной прессы, политиков разного калибра. И венцом «информационного карнавала» стал документальный фильм, рассказывающий, как грузинским спецслужбам удалось внедрить в ГРУ России своего агента по кличке «Энвер», и как этот «Энвер» добыл информацию о российской шпионской сети в Грузии, благодаря чему стало возможно, собственно, разоблачение.
МИД РФ выдержал продолжительную паузу, прежде чем сделал запрос грузинской стороне об арестованных гражданах России. Нота была передана через посольство Швейцарии. Грузинская сторона обещала дать ответ в протокольные сроки. На Смоленской площади лишь пожали плечами – в протокольные, так пусть в протокольные. Новая пауза Москвы на фоне происходящего выглядит зловеще. Может даже показаться, что в Тбилиси несколько недооценивают ситуацию, пребывая в некой эйфории от профессионально проведенной операции. Во всяком случае, президент Михаил Саакашвили на церемонии награждения сотрудников МВД заявил: «С нами борется настоящий монстр, но он победим… Мы своей смекалкой и работой сможем его максимально нейтрализовать. Некоторые говорят, не обострятся ли отношения с Россией? Я хочу напомнить всем: Россия является захватчиком и оккупантом значительной части территории Грузии. Что может еще больше обостриться? Страна средь бела дна занимается грабежом и пытается узаконить захват территорий Грузии и оставить полмиллиона людей без крова. Наша борьба будет за полное освобождение… и как результат этого, изгнание оккупантов».
Все это, может, и так. Но и до августовской войны 2008 года, в контексте отношений с Россией в грузинских кругах то и дело звучал этот риторический вопрос: что может еще больше обостриться? Но обострилось в скором времени. И потом сильно ухудшилось. История имеет свойство повторяться. Хотелось бы ошибиться хоть на этот раз.