Андрей Сафонов: «Можем получить новый виток противостояния между Кишиневом и Тирасполем»

28/10/2010 Юрий СИМОНЯН

Приднестровский конфликт при всей несомненной сложности политики, эксперты, тем не менее, считают наиболее перспективным в смысле решаемости на постсоветском пространстве. Война здесь была краткосрочной и куда менее кровопролитной, чем в других регионах бывшего СССР. Кишинев и Тирасполь контактировали на некоторых этапах более плодотворно, чем другие оппоненты. Немаловажно и то, что Европа остро не заинтересована в тлеющем конфликте в непосредственной близости от своих рубежей и прилагает массу практических усилий для нормализации обстановки. Наконец, совсем недавно противоборствующие стороны без всяких посредников договорились и разблокировали железнодорожное сообщение между Молдавией и Приднестровьем. Что происходит в этом регионе в преддверии парламентских выборов в Молдавии, назначенных на 28 ноября, насколько велик шанс полного урегулирования конфликта, «168 часам» рассказывает президент Ассоциации независимых политологов Приднестровья Андрей Сафонов.

– Похоже, «футбольная дипломатия», примененная впервые президентами Армении и Турции Сержем Саргсяном и Абдуллой Гюллем, оказалась вполне себе действенной: премьер-министр Молдавии Влад Филат и президент Приднестровья Игорь Смирнов заключили некие договоренности во время футбольного матча в Тирасполе. Но в армяно-турецком случае «футбольная дипломатия» впоследствии забуксовала, а как у вас?

– У нас ситуация замороженного конфликта. Даже не просто замороженного. Близятся выборы в парламент Молдавии. Фаворитом считается Партия коммунистов Республики Молдова (ПКРМ). Я не уверен, что молдавская власть, если станет консолидированной и будет представлена ПКРМ, будет готова говорить с Приднестровьем о федерализации, конфедерализации, ассоциации. Судя по некоторым сообщениям СМИ, коммунисты уже поставили задачу критически отнестись к договоренностям президента Приднестровья Игоря Смирнова и премьера Молдавии Влада Филата во время футбольного матча в Тирасполе. Если это действительно так, то после выборов и возможной победы коммунистов мы можем получить новый виток противостояния между Кишиневом и Тирасполем.

– Каким видится решение вопроса Приднестровья?

– Если власть ПКРМ будет монопольной, то противоречия с Москвой неизбежны, как это бывало и раньше. Потому что любая консолидированная молдавская власть, опираясь на все имеющиеся в распоряжении рычаги, будет вести себя более независимо. А учитывая то, что лидер ПКРМ экс-президент Молдавии Владимир Воронин и его ближайшее окружение – волевые и напористые люди, то конфронтации избежать будет сложно. Кроме того, Воронин, будучи сам уроженцем левобережья Днестра, не отказывается от того, чтобы в будущем, снискать лавры приднестровского Бисмарка. Для него решение приднестровского вопроса – вопрос чести и политической позиции. Поэтому, я думаю, что ситуация может вернуться в ту же фазу, что была в последние годы.

– Получается, что ближайшее будущее Приднестровья так или иначе связано с итогами выборов в парламент Молдавии. Чего можно ожидать от них?

– В Молдове несколько десятков политических партий, но фаворитами приближающихся выборов являются несколько: ПКРМ Владимира Воронина, Демократическая партия Мариана Лупу, Либерально-демократическая партия нынешнего премьера Владимира Филата, Либеральная нынешнего и.о. президента Михая Гимпу. Кроме этого, опираясь на помощь Молдавской Православной церкви, которая входит в Российскую Православную, активно работает Валерий Пасат, возглавляющий Гуманистическую партию. Наверное, не стоит совсем уж сбрасывать со счетов и Социал-демократическую партию Виктора Шелина.

Главная, пожалуй, интрига в том, что коммунисты позиционировали себя в таком виде, что для них любой итог кроме 50%+1 голос, будет считаться поражением. Они слишком долго говорили о том, что готовы и идут руководить страной единолично. Но в последние дни в их действиях наблюдается некая неуверенность, если за чистую монету принимать их заявления о готовности создать коалицию. Однако, на мой взгляд, эти заявления запоздали – коммунистам необходимо брать барьер в одиночку. Но тогда вопрос: смогут ли они избрать президента? (Президент Молдавии избирается депутатами парламента – «168 часов»). Я полагаю, что пока не будет возврата к всенародным выборам президента, то из нынешнего затяжного кризиса выйти будет крайне трудно: набрать в парламенте 61 голос для президента из 101 очень проблематично.

– Коммунисты говорят о возможном союзе с кем-то, очевидно, понимая предстоящие сложности. Кто их возможный союзник, не экс-спикер парламента Мариан Лупу? Может быть создана левоцентристкая коалиция – т.е. возможен новый союз Лупу и Воронина?

– На сегодняшний день эта возможность осложняется личными неприязненными отношениями между экс-спикером молдавского парламента Марианом Лупу и экс-президентом молдавской республики Владимиром Ворониным. Не секрет, что, вопреки требованиям некоторых политических сил, руководство Коммунистической партии категорически отказывается воздействовать на своего лидера с тем, чтобы он объявил об отказе баллотироваться на высший государственный пост – спикера. А именно только этот пост Воронин имеет право занять после выборов, поскольку два президентских срока он уже отработал. Между тем, и Мариан Лупу, и другие политические деятели, теоретически могли бы вступить в альянс с коммунистами, но они вряд ли пойдут под конкретно Воронина. Потому и у коммунистов возникла ситуация – все, что меньше 50%+1 голос по итогам предстоящих выборов, будет означать для них поражение. Поэтому, если говорить о создании альянса между демократической и коммунистической партиями, то это должно было бы означать полноправный раздел власти. Но партия коммунистов на сегодня неизмеримо сильнее и, кроме того, у нее есть первичная сеть разветвленных партийных организаций. Демпартия Лупу такой сетью похвастаться не может. Поэтому в основу переговоров будет положен главный момент: кто именно будет реально руководить страной в случае создания левоцентристской коалиции? Мне кажется, что даже потенциальные союзники партии коммунистов трижды подумают, прежде чем поддержать кандидатуру Владимира Воронина на пост спикера парламента. Одним словом, многое упирается и осложняется конкретно личностным фактором Воронина.

– Останется ли Альянс за европейскую интеграцию после выборов в своем сегодняшнем виде – союзом четырех партий: Либеральной, Либерально-демократической, Демпарии и «Нашей Молдовы»?

– Под вопросом прохождения в парламент находится партия «Наша Молдова». Именно эта партия, которой руководит бывший мэр Кишинева Серафим Урекян, потерпела наибольший урон в результате политических баталий последних нескольких лет. Тем не менее какая-то вероятность на прохождение сохраняется. Безусловно укрепит свои позиции нынешний премьер Владимир Филат, который руководит Либерально-демократической партией, и, играя на правом и правоцентристском фланге, консолидирует электорат, нацеленный на унионистскую перспективу, т.е. на объединение с Румынией. Не ухудшит своего положения и.о. президента Михай Гимпу со своей Либеральной партией. Что же касается Демпартии во главе с Марианом Лупу, то она в сложном положении. Постоянное балансирование Лупу между коммунистами и либералами, безусловно, отняло у него часть голосов, и он на сегодня оказался, скажем так, проигравшим лидером из всех лидеров Альянса за европейскую интеграцию. Так у Гимпу сейчас сразу два поста – и.о. президента и спикера, у Филата – премьерский, у Урекяна – вице-спикера. А Лупу не представляет ни одну властную структуру, а поэтому он все больше и больше «провисает» и все меньше способен влиять на действия Альянса. И в этой связи, видимо, не случайно прозвучало заявление о готовности к союзу с коммунистами. Но, думаю, ему не стоит так активно идти в мышеловку. Дело в том, что президент, которого избирает парламент, не более чем марионетка. Если принять еще тот вариант, который в свое время предлагала часть партии Коммунистов, а именно, чтобы президент избирался в два тура и не конституционным, а простым большинством, то это будет означать полную дискредитацию президентского поста. Что может гарантировать марионетка, которую избирают несколько десятков человек, и которая никак не зависит от воли избирателей? Добавлю также, что никто не мешает парламенту, а это 101 современный боярин, если образно выражаться, урезать полномочия президента, если он будет избран и утвержден. Поэтому главную роль сейчас, безусловно, будет играть спикер действующего парламента. Если Воронин получит 50% или чуть больше или меньше, у него появляется хорошая возможность вернуться на вершину власти в новой должности.

– Ваш прогноз?

– В одиночку коммунисты превосходят любую из других партий, которая сейчас представлена во власти, не говоря уже о тех кто сейчас находится за парламентским бортом. Однако надо иметь четкое представление, что сама кандидатура Владимира Воронина на пост спикера, и претензии коммунистов на высшие государственные посты, могут снова сцементировать все остальные партии либерального и демократического толка. И тогда может повториться патовая ситуация, которая возникла после сентября прошлого года – тогда не смогли избрать президента, и до сих пор его обязанности исполняет спикер парламента.