В июле 2008 года президент РФ Дмитрий Медведев и президент Азербайджана Ильхам Алиев подписали в Баку декларацию об экономическом и стратегическом сотрудничестве. Некоторое время спустя после подписания этого документа бывший советник Защитника прав человека РФ, а ныне независимый правозащитник Артак Хачатрян в беседе с корреспондентом «168 часов» высказал опасения относительно тех возможных процессов, которую могут представлять угрозу для нашей страны.
– Визит Медведева в Баку и подписание декларации об экономическом и стратегическом партнерстве представляет собой шаг, имеющий глобальное, мировое значение. В ходе встречи Медведев-Алиев произошло нечто, могущее изменить мировую экономику. А мировая экономика рушится, начался кризис – из-за вздорожания топлива, нефти. Эта декларация, думаю, подготавливалась давно, а не так, что поехали и сразу подписали: готовились 2-3 года подряд готовили, провели в этом направлении большую работу. Помните, года четыре назад еще Назарбаев говорил о нефтепроводе по дну Каспийского моря, а сегодня это сделала Россия. Еще в 2003-м году я в своих письмах бывшему президенту РФ Владимиру Путину писал: «Вы скупите газ, и через несколько лет нашей Армении будет уже нечего отдавать вам, и, как результат, вы сдадите Армению». Я просил Путина: не создавайте такое положение, когда вы ради российских интересов сдадите Армению и примете Азербайджан, – сдадите нас, как и в 1915 году». В те времена уничтожали иными методами, сегодня же с помощью экономического давления. Ради решения стоящих перед ней важнейших проблем РФ принесла в жертву своего стратегического партнера. РФ сделала это во имя своих интересов, а значит, и мы, делая какие-то шаги, должны были иметь в виду свои интересы. А для этого нужны серьезные политические деятели, которые могут делать долгосрочные шаги. Из-за своих ошибок мы в мирных условиях стали в Регине неполноценным государством, – утверждает правозащитник.
А на вопрос, какие еще положения, помимо опубликованных, имеются в подписанном Медведевым и Алиевым документе, А. Хачатрян ответил:
– Россия отныне будет скупать весь азербайджанский газ и сама будет снабжать Европу. Если до 2007 года Азербайджан был покупателем «Газпрома», то теперь он стал уже одним из его поставщиков. При этом Баку требует за это от России не только деньги, но и ставит перед ней требования касательно решения карабахской проблемы. Не будем забывать, что в процессе урегулирования конфликта Россия является одним из государств-посредников. В декларации говорится также о территориальной целостности Азербайджана. И хотя по этому поводу уже говорилось достаточно, наибольшую опасность представляет то, что об этом подписан документ. Таким образом под Армению заложили бомбу, которая может очень скоро взорваться – мы очень быстро ощутим весь ее ущерб. Удар в точности таков, какой была и резня 1915 года, но уже в виде экономического кризиса и блокады: в те времена убивали одним оружием, сегодня – другим. Представляете, что будет, когда через несколько лет этот газопровод будет построен и начнет снабжать все могущественные страны? Так что же мы можем сделать при наличии такого газопровода? Понятно ведь, в какой ситуации мы окажемся, если газопровод будет иметь общемировое значение, а Россия станет одним из его крупных пайщиков, и это не считая происходящие в Грузии события – бомбардировки, угроза закрытия границ и так далее. Над Арменией нависла страшная опасность. Принятая ПАСЕ резолюция по Армении в свою очередь показывает отношение мира к нам. Ошибки, допущенные во внешнеполитической сфере и внутриполитической жизни, тяжелая экономическая ситуация в стране привели к тому, что мы уже никому не нужны и не интересны. Можем ли мы через несколько лет что-либо предпринять хоть что-то по соседству с газопроводом стоимостью в десятки миллионов долларов? Если не можем, то, значит, никому и не нужны. Более того, как мне удалось выяснить из своих источников в аппарате президента РФ, во время встречи Медведев-Алиев достигнута договоренность о выводе армянских войск из семи освобожденных районов. Разумеется, все это было передано устно, и до тех пор, пока я не располагаю каким-либо письменным доказательством, не могу сказать, насколько эта информация соответствует действительности.
Чрезе несколько месяцев после этого интервью, а точнее в конце июня 2009 года Д. Медведев и И. Алиев выступили с совместным заявлением относительно Каспийского моря, а также было подписано соглашение между «Газпромом» и Государственной нефтяной компанией Азербайджана касательно основных условий купли-продажи азербайджанского природного газа. В заявлении говорилось, что позиции прикаспийских стран по разрабатываемой конвенции о правовом статусе Каспийского моря сблизились. Было подписано также российско-азербайджанское соглашение об основных принципах распределения водных ресурсов реки Самур после демаркации государственной границы.
В состоявшейся на днях беседе с нашим корреспондентом А. Хачатрян коснулся и протоколов о развитии армяно-турецких отношений сказал:
– Самым опасным в этих протоколах является пункт, который указывает: «Подтверждая свои двусторонние, многосторонние обязательства уважать принципы равенства, суверенитета, территориальной целостности, нерушимости границ, невмешательства во внутренние дела других государств…» Все остальные формулировки о дружбе между государствами и всем прочем – шаблонные строки, традиционно используемые в такого рода дипломатических текстах. Итак, уже завтра может быть подписан документ, который и века спустя будет работать против нас. Таким образом, президент РА Серж Саргсян делает попытку изменить историю. Уверен, что сейчас он стоит перед сложными проблемами; может быть, нет иного выхода, а может, уже продумал какие-то шаги. Я не могу оценивать ситуацию на основе одних лишь разговоров. Но все дело в том, что для РА наступил исключительно важный и ответственный, а также чреватый угрозами для нашей государственности период, особенно с учетом региональных, глобальных общемировых и экономических вызовов.
– Есть мнения, что тем самым Армения отходит от России…
– Согласно укоренившемуся среди армян менталитету, мы никогда не представляли себя без России. Этот шаг Армении по открытию границы в какой-то степени означает отрыв от России, однако и ситуация здесь не обычная. Ясное дело, чтобы выжить, надо быть в хороших отношениях с соседними странами. У Армении плохие отношения с соседними Турцией и Азербайджаном, а хорошие отношения с Грузией тут же сказываются на армяно-российских отношениях. Если взаимоотношения между Арменией и Россией ухудшатся, то что с ней будет, особенно если учесть миллионы живущих и работающих в России армян?.. Открытие границы с Турцией может способствовать экономическому развитию РА и сравнительному улучшению взаимоотношений, так что экономика Армении начнет дышать, а народ – жить. Хорошие или плохие взаимоотношения между Арменией и Россией, к сожалению, всегда обусловлены личными взаимоотношениями президентов наших двух стран, а не стратегическими задачами и государственными интересами. Сегодня у Армении нет в Регине каких-либо политических или экономических рычагов, а личные взаимоотношения президентов никогда не спасают государственные интересы. Сейчас для Армении начинается самое опасное время. Никто не анализирует – каждый в Армении руководствуется своими личными интересами. У дашнков собственный интерес – они не хотят из-за открытия границ терять «бизнес» своей партии, поскольку вне страны действуют тысячи ее офисов и учреждений, а спекуляции на тему геноцида помогает изыскивать средства. Оппозиция рвет друг другу горло или выдвигает смехотворно мелкие внутриполитические вопросы. Левон Тер-Петросян преследует свои интересы: когда ему выгодно – высказывается, когда невыгодно – помалкивает. Власти преследуют свои узко личные или бизнес-интересы, а у бизнесменов, стоящих близко к власти, – свой интерес… Государственный интерес отодвинут на задний план.
Годы подряд в РА не было дипломатической мысли, годы подряд ничего не делалось во внешнеполитической области, у нас были и есть дипломаты, которые годы подряд только встречали и провожали официальных лиц Армении в тех странах, где были аккредитованы, – это и было их главным делом. Так что внешняя политика РА всегда зиждилась на слабом фундаменте, можно сказать даже, что политики у нас и не было. Следовательно, возникает вопрос: можно ли в подобных дипломатических, политических, экономических условиях и отношений создать такую основу безопасности, которая после этих протоколов не позволит туркам хлынуть в Армению, как это случилось с иранцами, которые потихоньку покупают землю в Армении, обосновываются здесь, обзаводятся детьми… Или чтобы потом не начали проникать курды. Все это – шаги, которые следует продумать и сделать. Видите ли, именно таким путем может происходить захват жизненного пространства – через Америку, Англию, другие страны. Понимаете, захват территории может происходить не только военным путем – это делается и мирными средствами, а политика вырабатывает все новые способы. Не знаю, насколько Армения готова к грядущим вызовам. РА и РФ имеют договор о размещении в Армении российских военных баз и войск. Так что же произойдет, если через несколько лет Россия получит извне предложение вывести отсюда эти войска и базы? Повторится та же история с Грузией, но уже в более худшем варианте. И это создаст очень серьезные трудности для проживающих в России армян, которые работают там, более того – помогают остающимся здесь свои родственникам выжить. Начнет оказываться давление. Это – та опасность, которую я вижу и о которой говорил в своих интервью вашей газете. Способов вывести из этой ситуации, спасти Армению много. Когда твой дом в опасности, ты способен на любой шаг. У всех стран имеются свои интересы в регионе, в данный момент – нефтяные и газовые. Россия уверена, что успеет сделать еще какие-то шаги до окончания срока договора о базах и не потеряет Армению. Надеются, что сохранят в силу инерции. Развитым странам регион нужен ради нефтепровода и газопровода, да их безопасной эксплуатации. И если вдруг Армения решит военным путем помешать перекачке нефти и газа по этим трубопроводом, что сможет сделать она со своим трехмиллионным населением против сверхдержав?
Не следует забывать также о глобальных политико-экономических процессах. Президент такой могущественной страны, как США, пытается сегодня вернуть в страну хранящиеся в оффшорных странах деньги – даже из Швейцарии, где имеются тайные счета. И это при том, что за счет этих средств существует малые страны. Я даже как-то раз сказал вашей газете, что малые страны почти исчезнут. Возникнут новые образование, кое-какие страны вообще перестанут существовать, другие же объединятся с тем или иным государством. Между ними начнутся войны, будут беды и голод. Однако даже исчезновение малых стран не спасет большие и могучие. Даже будь у Обамы в банке 100 или даже 200 триллионов, экономическая система все равно работать не будет. Должны быть созданы новые экономические, банковские системы. А такие малые государства, как Армения, которые не имеют финансово-экономической, политической базы, должны быть крайне осторожны в своих шагах. Нынешнее тяжелое положение Армении является следствием политики не только Сержа Саргсяна и Роберта Кочаряна, но и Левона Тер-Петросяна (вместе с Вазгеном Саргсяном), которые в свое время не разрешили ни одного проекта мусульманского мира в Армении – через Армению не прошел ни один нефтепровод, ни один газопровод, с помощью которых мы могли бы выдержать и быть интересными миру. То есть мы вели такую политику, в результате которой остальные страны обошли нас. И мы оказались в экономической и политической блокаде.