В основе отношения лежат не ценности, а интересы

20/07/2008

– Удовлетворены ли вы отношением ОБСЕ, СЕ, ЕС, вниманием этих организаций к проблемам законности, демократии и прав человека в Армении?

– Нет, не удовлетворен. У меня такое впечатление, что Армения и другие страны региона в этом смысле во многом лишены внимания. Это проявляется следующим образом: беззакония, которые европейцы не потерпели бы у себя дома, допускают в случае с Арменией и Азербайджаном. Структуры Евросоюза часто закрывают глаза на нарушения прав человека и ограничение свобод на Южном Кавказе. Фактически, есть разделение на своих и чужих. Также и право на самоопределение применимо, для них приемлемо и не подлежит сомнению в случае с албанцами, а в случае с Нагорным Карабахом – нет. Более того, в последней резолюции по Азербайджану даже отмечено, что демократизации страны мешает нарушение ее территориальной целостности. Подобное ни разу не было сказано про Сербию. Процессы демократизации Сербии проходили параллельно с приобретением Косово независимости и с формированием там государственности. Эта резолюция – хороший повод для Азербайджана приостановить процессы демократизации. Армения и Азербайджан для европейцев являются чужими странами, и они думают, что с нами можно общаться на основе двойных стандартов – преследовать геополитические цели и рассматривать защиту свобод и прав человека на втором плане. В этом, с моей точки зрения, есть большая опасность. Из-за такого поведения чиновников СЕ европейские ценности постепенно теряют свою значимость в глазах южнокавказских народов.

– Считаете ли вы оценку ситуации с демократическими свободами и их соответствия международным стандартам в трех странах Южного Кавказа со стороны международных организаций (ОБСЕ, СЕ, ЕС) справедливой и сбалансированной, или имеет место политика двойных стандартов?

– Оценки не справедливы. Именно протестом против этих оценок и подходов стало решение председателя партии «Наследие» Раффи Ованесяна приостановить свою работу в ПАСЕ. Он заявил, что вернется к своему мандату тогда, когда Армения будет соответствовать своим и европейским критериям. В выступлении Рафии Ованесяна был призыв к чиновникам ЕС вернуться к высокому уровню европейских ценностей. Вместо справедливого разбирательства европейские чиновники заняты задачей достижения геополитических целей. Этот шаг Раффи Ованесяна сразу вызвал критику. Но если даже его критиковали, призывая вернуться к своему мандату, то многие поняли, что что-то в их действиях не правильно. Так что это было единственным средством для отрезвления европейцев, и результаты этого шага еще будут видны. Некоторые лжепатриоты в Армении отмечают: мол, смотрите, представитель оппозиции хотел, чтобы против Армении были применены санкции. На самом же деле, то, что большинство нашей делегации все свои силы направили на отстаивание права властей на антидемократические методы управления, привело к тому, что Армения получила более серьезное наказание – свобода ее граждан и граждан НКР была заменена территориальной целостностью Азербайджана. Нам таким образом дали понять, что если мы еще не достигли той зрелости, чтобы нас оценивали по европейским критериям, то мы и не достойны применения к нам права наций на самоопределение.

– Каково отношение в Армении к оценкам европейских организаций по поводу процессов демократизации страны, насколько они действенны для реального продвижения в этом направлении?

– Уровень политической грамотности наших граждан довольно высок, они могут анализировать, не принимать информацию СМИ за чистую монету, часто даже не доверять ей. Также и с оценками, звучавшими с самых высоких трибун Совета Европы: люди задумываются, а объективны и справедливы ли эти оценки? Если есть лукавство и непоследовательность, то люди это сразу чувствуют. Отношение властей к этим оценкам также неоднозначно. Если содержание оценок их устраивает, то власти утверждают, что это – правда в последней инстанции. Если не устраивает, то, начиная с Тиграна Торосяна (спикера парламента РА – ред.) и заканчивая депутатами Республиканской партии (партии власти, имеющей парламентское большинство в НС РА – ред.), критикуют, жалуются. Любая оценка трактуется с позиции сиюминутных требований. В основе этого отношения лежат не ценности, а мелкие властные интересы.

– В повестку дня июньской сессии ПАСЕ было включено обсуждение ситуации с демократическими институтами в Азербайджане и поствыборная ситуация в Армении. Какие факторы оказывают влияние на обсуждение ситуации в Армении и Азербайджане в ПАСЕ?

– Отношение структур Евросоюза к Армении и Азербайджану неадекватное. Четко проявляется политика двойных стандартов. В случае с Арменией говорится, что страна пребывает в переходном периоде, у нее есть проблема состоятельности, все в короткий срок не решается. Но все это – всего лишь оправдания, которые дают возможность властям продолжить свои антидемократические действия. Причиной для снисходительности в случае с Азербайджаном может быть нефтяной фактор, заигрывания Баку с Москвой, или же то обстоятельство, что страна вступает в предвыборный период.

– Правозащитники трех стран Грузии, Азербайджана и Армении впервые после вступления этих стран в СЕ подготовили совместное обращение в ПАСЕ о назначении специального докладчика по проблемам политических заключенных. Может ли это сотрудничество привести к конкретным результатам, и есть ли смысл в том, чтобы это сотрудничество правозащитников стало продолжительным?

– Думаю, что сотрудничество особенно в этой области, может стать хорошей основой для работы организаций, занимающихся защитой прав человека в трех странах. Очень важно, что все три страны Южного Кавказа провозгласили евроинтеграцию как общий вектор своего развития. В европейских ценностях самыми главными являются не границы, а человек и его права. Я не думаю, что в этом вопросе нам есть, что скрывать друг от друга. Кстати, по моему глубокому убеждению, было бы правильно подключить к этой инициативе также и правозащитников непризнанных государств Южного Кавказа, где тоже есть много проблем с правами человека. Наши взаимоотношения могут улучшиться не тогда, когда Армения победит, а Азербайджан проиграет (или наоборот), а тогда, когда в Армении начнут уважать права своих граждан и граждан Азербайджана, а в Азербайджане – уважать права граждан Армении и Нагорно-Карабахской республики.