Страна в страшно тяжелом положении

20/07/2008 Лилит СЕЙРАНЯН

Недавно состоялся визит официальный президента РА в Россию, затем президент РФ Дмитрий Медведев побывал с официальными визитами в Азербайджане, потом в Кыргызстане и Казахстане. Естественно, комментарии относительно этих визитов нам известны. Однако действительно ли эти визиты были столь важны, как расписывалось в комментариях?

– Встречи обычно бывают либо эффективными, либо неэффективными. Я уже имел повод заметить, что предыдущий – до инаугурации – визит Сержа Саркисяна в Россию был, по моему мнению, неправильным. Такие поездки я называю формальными, чисто пиарными встречами исключительно ради общественного внимания. А вот шаг, сделанный Медведевым в Баку – подписанная между РФ И Азербайджаном декларация о дружбе и стратегическом партнерстве, – это уже встреча глобального, всемирного масштаба. В ходе встречи Медведев-Алиев произошло то, что могло бы изменить мировую экономику. А мировая экономика разрушается – начался кризис из-за подорожания нефти, топлива. Эта декларация, думаю, была подготовлена давно, а не просто подписана с ходу: она готовилась 2-3 года, и в этом направлении проводилась большая работа. Помните, еще 4 года назад Назарбаев говорил о прокладке нефтепровода по дну Каспийского моря? А сегодня Россия сделала это. Еще в 2003 году я в своих письмах тогдашнему президенту России В. Путину писал в своих письмах, что вот вы купите азербайджанский газ, и через несколько лет нашей Армении уже нечего будет отдавать вам, и таким образом вы сдадите Армению… Я просил Путина: не создавайте такой ситуации, в результате которой ради ваших интересов сдадите Армению – примете Азербайджан, а нас сдадите, как это было в 1915-м году. В те времена убивали другими способами, тогда как сегодня – экономическим давлением. Ради решения вставших перед ней огромных задач Россия пожертвовала своим стратегическим партнером. НО РФ сделала это во имя своих интересов, а значит, мы тоже, делая свои шаги, должны иметь в виду собственные интересы. В результате своих ошибок мы в мирных условиях стали в своем регионе ущербной страной. А ведь я говорил, что перемирие нас погубило, поскольку мы делали неверные шаги.

– Известно ли вам, какие еще пункты, кроме опубликованных, содержит подписанный Медведевым и Алиевым документ?

– Отныне Россия будет покупать весь Азербайджанск4ий газ и самабудет поставлять его в Европу. И если раньше Азербайджан был одним из покупателей «Газпрома», то сегодня стал одним из продавцов газа. При этом баку взамен требует от Москвы не просто денег – он ставит перед ней требования по решению проблемы Карабаха. Не будем забывать, что РФ является одной из стран-посредниц в процессе карабахского урегулирования.

В декларации говорится и о территориальной целостности Азербайджана. И хотя об этом говорилось и прежде, опасно уже то, что сегодня об этом подписан документ. Таким образом, под Армению была заложена бомба, которая очень скоро может взорваться. Удар будет таким же, как резня 1915 года, но на этот раз уже в форме экономического кризиса, блокады: в те времена убивали одним оружием, сегодня иным. Представляете, что случится, если через несколько лет газопровод будет построен и станет снабжать могущественные страны мира? И что мы сможем сделать при наличии такого газопровода? Если газопровод будет иметь международное значение, а Россия станет одним из его крупных акционеров, то разве неясно, в каком положении мы окажемся? Я не говорю уже о ситуации в Грузии: обстрелы, угроза закрытия границ и т. д. Над Арменией нависла страшная угроза! Резолюция ПАСЕ об РА показывает отношение к нам… Ошибки, допушенные на внешнеполитической арене и внутриполитической жизни, тяжелое экономическое положение страны привели нашу страну к ситуации, когда мы никому же не нужны инее интересны. Вся эти наша внутренняя суета кажется все уже просто смешной. Мне стало смешно, когда я узнал о том, о каких задачах говорила оппозиция на своем последнем митинге 4-го июля. Сегодня, когда страна в таком положении, они обсуждают такие мелочи, как увольнение каких-то чиновников… Сегодня недопустимо говорить о таких вопросах, тем более когда страна оказалась в такой опасности. Что мы можем сделать, через несколько лет оказавшись перед фактом газопровода, стоящего десятки миллионов долларов? А если ты ничего не можешь сделать, то, значит, никому и не нужен. Более того, из своих источников в аппарате российского президента мне стало известно, что во время встречи Медведев-Алиев достигнута договоренность о выводе армянских войск из 7-и освобожденных районов. Разумеется, мне об этом сообщили устно, и пока я не видел какого-либо документа об этом, трудно сказать, насколько эта информация соответствует действительности.

– Как вы думаете, почему Левон Тер-Петросян на последнем митинге не обратился к этим вопросам, тем более, что встреча Медведев-Алиев состоялась всего за несколько дней до этого?

– Тер-Петросян дал Сержу Саркисяну время для увольнения от некоторых должностных лиц. От людей, избавиться от которых невозможно. Он не говорит об этой сложившейся в регионе ситуации, о соглашении между Медведевым и Алиевым, о ее опасности, не говорит, не говорит, что если Россия покупает у Азербайджана газ, то это означает, что мы не сможем нанести никакого, в том числе и экономического удара, потому что это будет касаться уже не только Азербайджана, но и России. Россия покупает этот газ, чтобы показать: она будет поставлять в Европу не только туркменский и казахский, но и азербайджанский газ. Это очень сильный политический шаг. А Азербайджан, ясное дело, отдает этот газ РФ не просто так. Его болезненная проблема – Нагорный Карабах. А Тер-Петросян поставил этот ультиматум специально: он выигрывает время. Он придердживает эту информацию, чтобы выдать ее в удобный момент, он чувствует опасность. Политический деятель такие известия озвучит не сразу, он должен обработать ее и в удобный момент преподнести народу. Нужно время, чтобы народ был готов воспринять подобную информацию.

Сначала Россия и Европа начнут экономическую блокаду Армении, затем начнется давление. А если начнутся экономическое давление и принуждение, то Армения ничего не сможет поделать. Грузия в свою очередь перекроет границу, и представляете, что случится?

– Президент Серж Саркисян заявил в Москве, что если Турция откроет границу с Арменией, то Армения может согласиться на создание совместной из армянских и турецких историков комиссии по изучению вопроса геноцида армян. Как вы относитесь к этому заявлению?

– Сегодня мне приходится слышать, что Сержа Саркисяна заставили это сказать. Этому я вообще не верю. По-моему, Серж Саркисян заранее знал о документе, который будут подписывать Медведев и Алиев, и уже сейчас думает о том, чтобы открыть для Армении экономический коридор. Он осознает серьезность проблемы.

Но и тут есть решение. Скажем, президенты Армении и Турции могут договориться, что по вопросу геноцида останутся при своих убеждениях, но лет 5-10 на эту тему говориться не будут, но откроют границы. А поработав лет 5-10 с открытыми границами поставят на референдум вопрос о том, чтобы оставить границы открытыми. Но за это время они должны будут предпринять и другие шаги – учитывая мнения армянской диаспоры и тех стран, которые признали факт геноцида армян. Нужны дипломатические шаги.

– Как вы считаете, какие еще имеются пути выхода из этой ситуации?

– путей много. Я уже говорил, что можно использовать в интересах Армении столкновение между Россией и Грузией. Или: мы все многие годы были в составе СССР, одним государством, которое имело огромные нефтяные и газовые богатства. Так почему мы не ставим вопрос о том, что после развала СССР все его бывшие республики должны иметь долю от этого газопровода? Решений много… Я никогда не предложу действий против РФ, но следует предпринять действия в интересах РА. И между Левоном Тер-Петросяном и Сержем Саркисяном должен состояться диалог.

Я думаю, есть некая сила, препятствующая этому диалогу. Серж Саркисян не тот человек, который поведет страну к гибели. Ради спасения страны он пойдет на любой шаг. А что ему мешает сделать это, мне пока неизвестно. Если он не пойдет на диалог, то всю вину за прошлые и нынешние проблемы страны взвалят на него. Они должны сесть вдвоем и поговорят. Для него сейчас очень трудная ситуация. Как он сегодня может пойти на серьезные дипломатические шаги, когда внутри страны такая ситуация? Слежу по телевизору за новостями, общаюсь, вижу, какие шаги предпринимают власти против нарушений дорожно-транспортного движения, беззаконий в налоговой и таможенной службах, против коррупции. Народ тоже это видит. Но это чисто пиар-акции для внутреннего пользования, которые лишь временно могут смягчить внутриполитическую напряженность. Страна находится в страшно трудном положении, и подобными шагами невозможно противостоять внешним и внутренним вызовам. Мировая экономика рушится, мы постоянно получаем все новые удары, и нам следует пойти на очень серьезные шаги. А чтобы сделать такие шаги, нужны серьезные политические деятели, серьезные силы. Истинные политические деятели рождаются в ходе процесса. Такие политические деятели имеются и еще родятся. Сегодня большую роль могут сыграть и женщины, которые чувствуют грозящую стране опасность. Пусть простят меня мужчины, но очень многие женщины могут сегодня подняться на защиту своей семьи, ибо понимают, что основа государства – семья. Они готовы на все, и такие женщины могут и мыслить дипломатически.