– Вы согласны с тем, что выборы, а особенно выборы президентские – время перерыва в переговорном процессе? Если да, то это желание кандидатов в президенты от власти, от оппозиции или предложения международных посредников?
– Конечно, предвыборная обстановка, период избирательных кампаний – не самое лучшее время для принятия и обнародования компромисса, основанного на серьезных взаимных уступках, без чего урегулирование такого сложного конфликта, как карабахский, не возможно. Но, принимая во внимание высокую вероятность того, что как сохранилась правящая команда у власти в Ереване, так она сохранится и в Баку, то и перерыва в переговорном процессе нет, и не будет. Просто с публичным обнародованием возможных оглашений могут повременить. Насколько я могу
судить по поведению основных участников переговорного процесса именно это и происходит в настоящее время. Ведь визиты сопредседателей не отменены, визиты проходят, работа над документами идет, планируется встреча глав МИД . Сопредседатели сейчас стараются добиться от сторон согласия, чтобы после президентских выборов 2008 года, Баку и Ереван опять не начали с нуля переговоры по урегулированию конфликта. Для достижения этой цели сопредседатели пытаются склонить руководство двух стран к продолжению переговоров на основе согласованных до этого второстепенных вопросов.
Однако очевидно, что предложенный ныне пакет не в пользу Азербайджана – и это связано в первую очередь с предложением оставить за Арменией контроль над Лачином и отсрочкой на долгие годы (неопределенный период) возвращения азербайджанской общины в Нагорный Карабах. Кроме того, эти предложения бессмысленны, если в них не указан график вывода оккупационных войск с азербайджанских территорий. Кроме того, не понятно на каких конкретных условиях безопасности вернутся на освобожденные территории изгнанные оттуда азербайджанцы, какие конкретные работы по подготовке их возращения намечается провести, с какого времени начнутся открываться коммуникационные линии? Эти и другие важные моменты остаются как бы за кадром. Остаются открытыми вопросы, в каком виде будет определен статус Карабаха, в каком формате состоится референдум. В общей форме отмечается, что вопрос статуса должен быть решен волеизъявлением народа. И на первый взгляд, такая формулировка более приемлема для
армянской стороны. Как видите, позиции сторон по самым важным проблемам практически взаимоисключающие. Это подтверждает мысль – сборник предложений сопредседателей Минской группы, в какой бы "обложке" он ни был "издан", на самом деле ничего не стоит. Как минимум, и в 2008 году между Азербайджаном и Арменией сохранится положение «ни войны, ни мира».
– Перерыв в переговорах в период выборов – это в целом хорошо или плохо для результативности самих переговоров?
– Любой перерыв в переговорном процессе плох для достижения соглашения. Окна возможностей могут захлопнуться. Может измениться внешнеполитическая ситуация. И, наконец, состав сопредседателей Минской группы не вечен, время от времени меняется, а это субъективно может сказаться на темпах переговорного процесса.
– Может ли отдельно взятый лидер полностью изменить результаты предыдущих раундов переговоров или же принять решение по урегулированию?
– Если объективная ситуация и общество созрели для принятия прорывных решений, а большая часть правящей элиты это пока не осознает, то лидер, способный подняться над инерцией, взять на себя смелость предложить радикальные решения, может изменить результаты предыдущих раундов переговоров, и велика вероятность в такой ситуации прорыва в переговорном процессе.
Но, следует отдавать отчет в том, что Армения и Азербайджан не являются крупными державами и всегда вынуждены считаться с волей мирового сообщества. Так что резких движений, идущих в разрез с наблюдаемыми тенденциями и процессами я в ближайшее время не жду.
Я исключаю вероятность возобновления военных действий, во всяком случае со стороны Азербайджана. Без прямой провокации со стороны армян, Баку вряд ли по собственной
инициативе начнет крупномасштабные военные действия. Азербайджан находится в процессе перевооружения и значительного усиления своей армии. Эта программа скорее всего продлится еще пару лет И в год президентских выборов, которые у нас пройдут осенью, неразумно идти на риски, с которыми сопряжены любые военные действия.
– Насколько публикации в Армении о кандидатах в президенты АР могут повлиять на мнение избирателей у нас?
– Кампания еще не началась. Однако очевидно, что если не произойдут какие-либо форс-мажорные события, преимущество действующего президента и правящей элиты в Азербайджане подавляющее. При тех финансовых, медийных и административных ресурсах, которые имеются в их распоряжении, обеспечить на выборах нужный результат не составит большого труда. Публикации в Армении не могут, на мой взгляд, влиять на мнение избирателей в Азербайджане. Хотя понятно, что такие публикации отслеживаются и оцениваются.
Относительно выборов президента в Армении. Серж Саркисян, объявленный победителем на этих выборах, на мой взгляд, не отвечает новым реалиям. Команда Роберта Кочаряна, Сержа Саркисяна реально не понимают сложившейся ситуации в регионе и не видят опасности в том, что Азербайджан становится все сильнее. Они не понимают, что упускают (упустили) реальный шанс, время для достижения соглашения максимально выгодного армянской стороне. Сержу Саркисяну ближе, понятнее позиция конфронтации. Но вместе с тем победа Саркисяна может обернуться и положительными моментами для карабахского процесса. Саркисян является представителем нынешней администрации, которая ведет переговоры с Азербайджаном. В этом случае нет необходимости откладывать переговорный процесс. Ему не нужно будет время на ознакомление с ситуацией, он ее знает, он находится в процессе.
Беседу вел З. Расулзаде