«Наши земли должны быть возвращены»

13/02/2008

– Приходилось ли вам общаться с армянами? Каковы ваши главные источники информации об армянах? Как вы думаете, как живут в соседней стране ваши сверстники?

Нуреддин Бабаев -У меня никогда не было никаких личных контактов с армянской молодежью, и в принципе я против этого. Мое мнение таково, что переговоры должны вестись на государственном уровне, а молодежь, НПО и другие институты гражданского общества не должны входить в контакты с враждебной страной. Ни о какой народной дипломатии не может быть и речи, потому что такие контакты в дальнейшем могут снова привести к забвению всех тех трагических событий, которые испытал наш народ за годы карабахской войны. А что касается информации об армянах, Армении, то мы ее в основном черпаем из Интернета, газет, журналов, а также из рассказов старшего поколения.

Камилла Махмудова
– Контактов с армянами у меня никогда не было. Когда я родилась, начались все эти события, и армяне уехали из Азербайджана. А на конференции и семинары за рубеж я не выезжала, чтобы встретиться со своими армянскими сверстниками. А информацию об армянах я в основном получаю из Интернета и телевидения.

– Что ценно для вас лично, для ваших знакомых, друзей – жизнь человека или земля?

Нуреддин Бабаев – Конечно, жизнь человека бесценна, но наши земли для нас тоже бесценны. И пока армяне не вернут наши территории, каждый азербайджанец будет для себя считать честью, пролить кровь за эти земли. Чтобы снова не пролилась кровь, армяне должны вернуть наши земли. И пока они этого не сделают, каждый из нас готов воевать за свои земли.

Камилла Махмудова – Конечно, человеческая жизнь. Но и земли для нас тоже важны.

– Могут ли у армян и азербайджанцев быть общие интересы кроме Карабаха? В 21 веке азербайджанцы и армяне смогут жить в мире, как, например, немцы и французы, которые 130 лет воевали из-за спорных территорий Эльзаса и Лотарингии?

Камилла Махмудова – Да возможно, если этому не будут мешать другие страны. Однако забыть страдания моего народа я никогда не смогу, а договориться в будущем думаю надо. И это зависит от армян. Если они хотят с нами жить мирно, то должны вернуть наши земли. Иначе никакого мира достичь не удастся.

Нуреддин Бабаев – В будущем, может, и мы когда-нибудь сможем жить мирно, но не сейчас. Уж слишком глубоки раны, чтобы мы их забыли. Если армяне хотят жить мирно с азербайджанцами, то, во-первых, должны вернуть все оккупированные территории и, во-вторых, больше не предъявлять новых территориальных претензий. Пока наши соседи не осознают пагубность своей политики, которая противоречит интересам самой Армении, они будут оставаться в изоляции в регионе и будут зависимы от других стран.

– Возможно ли урегулирование карабахского конфликта без вмешательства извне, что для этого должны сделать стороны?

Камилла Махмудова -Я считаю, что в основном решению конфликта препятствуют великие державы, и в первую очередь Россия. Иран тоже помогает Армении экономически. Думаю, если великие страны мало вмешивались бы в наши проблемы, то мы давно бы решили этот конфликт. Но ссориться с Россией тоже нельзя, потому что это, в конечном счете, скажется на решении конфликта.

Нуреддин Бабаев – Армения – это полностью зависимая страна. Политически она зависима от России, а экономически от Ирана. Я считаю, что Иран не должен поддерживать враждебную Азербайджану страну. Потому что, азербайджанцы составляют значительную часть населения Ирана, у нас общая религия. Если бы Иран был солидарен с Азербайджаном, то Армения была бы зависима от нас и приняла бы наши условия. Кроме того, в этом конфликте играет свою отрицательную роль Россия, которая вооружает Армению. Но вместе с тем я против вступления Азербайджана в НАТО, потому что это может привести к ухудшению наших отношений с Россией, что в свою очередь может отразиться на решении карабахского конфликта. Пока мы должны маневрировать. Но в будущем Азербайджан войдет в евроатлантическое пространство, будет членом НАТО. После интеграции в Европу нашим соседям будет трудно предъявлять
нам территориальные претензии.

Беседовал Заур Расулзаде