Я желаю, чтобы интересы власти и государства совпали

11/02/2008 Рубен АНГАЛАДЯН

Эта статья пишется мной, в первую очередь, для власти, и лишь во вторую – для    общественности. И цель моя лишь в единственном вопросе: Я желаю Армении     позитивного и динамичного развития, что приведет к стабильности внутри  политической жизни, нежели потрясений, а тем более революций. Я желаю видеть  многострадальную Армению сильной страной не за счет подавления человеческого  достоинства граждан, что приведет в конечном итоге к авторитарной структуре,  которая в однажды неожиданно для власти и аппарата приведет к жестокому  кризису. Удивительно, но ни в одной точке мира, где не усваивали этих уроков  авторитаризма сильные, но бездарные правители оказывались перед проблемой падения их режима путем насилия. А это приводит к ослаблению государства,  потому что отбрасывает страну и людей внутри этой страны на десятилетия назад. Пример, прибалтийские республики в период перестройки были много сзади нас, а  теперь нам нужны десятилетия, чтобы догнать их. 

Действительно, какие бы взаимоотношения не выстроились между людьми – от  низших прослоек до самых богатых, напряжение от не легитимности власти будет  ощущаться. И очень сильно. В такой карусели мы находимся уже с выборов в  президенты1996 года, когда министр обороны грозился вооруженными силами.  Как говориться: «силы есть ума не надо».  Все – даже самые близко стоящие к  первым лицам люди это будут понимать не легитимность власти – одни этим будут  манипулировать, чтобы быстрее и больше грабить – ведь все равно их забудут     будут обвинять первое лицо, а другие, якобы, честные и разумные – будут тихо  пользоваться все тем же ресурсом. Мир это уже проходил. ВЛАСТЬ ДОЛЖНА  ПОНИМАТЬ, ЧТО САМЫЙ ВЕРНЫЙ ДРУГ ЕСТЬ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ  ЗАКОНЫ И ИХ ИСПОЛНЯЕМОСТЬ В СТРАНЕ. Мы тоже можем это  пройти без нанесения ущерба самой  государственности.  

Да, сегодня легитимность выборов в президенты важнее, чем что-либо. Я бы даже сказал, что сегодня легитимность в нашей стране нужнее и выше справедливости. Ибо сегодня даже понятие справедливости деформировано, – оно оболгано и брошено под ноги наглости. У меня есть еще надежда, что власть осмыслит ошибки и не совершит тех ошибок, которые известны каждому студенту второго курса политологии в приличном университете Запада. И я хочу предостеречь каждого кандидата в президенты, что бы не совершали опрометчивых шагов, чтобы понимали, что процессы демократизации идут и будут идти даже вопреки самой воли власти, ибо информационное поле открыто, и его невозможно ни уничтожить, ни исказить. Можно лишь некоторое время манипулировать. И неужели претенденты не видят (хотя национального опыта предвыборных компаний очень мало, однако граждане Армении уже хорошо усвоили все уловки предвыборных манипуляций), что можно занять кресло президента, но никогда не быть им ни в сердцах граждан, ни в истории. 

Я не желал бы никому такого президентства. Никто не будет уважать и слушать президента, и больше всего те, кто помогал ему в предвыборной фальсификации. Государственный ресурс в этой связи делится на две составляющие – одни не будут уважать из-за угрызений перед собственной совестью, а другие – мерзавцы – они без покаяния. Тогда во власти реально могут остаться одни мерзавцы. Их не много. Но какому народу это может долго нравится?

Моя исходная позиция – лишь благо каждого человека внутри страны, – мы в который век совершаем грубейшее слабоумие – мы не берем в расчет жизнь гражданина страны, обыкновенного человека. Мы именно поэтому легко перенесли смерть многих видных и не очень людей убитых или погибших в катастрофах. Я бы даже сказал, что жизнь гражданина Армении ничего не стоит – НОЛЬ. Пусть это будет самый обыкновенный человек, или человек во власти, или человек с большими заслугами. Для нас это не имеет цены, ибо мы не уважаем ни тех, ни других, ни третьих. Мы не уважаем НИКОГО. Мы уже до такой степени потеряли модуль уважения, что не знаем, кого надо хоронить в Пантеоне, а кого – нет. Это наше прошлое. Но мы и наше будущее выбираем неправильно. Отсюда, у нас вся селективная работа идет не верно. Отсюда и то отсутствие уважения, которое мы испытываем друг другу. Больше в нас по отношению к друг другу недоверия и настороженности, боязни, нежели внутренней свободы и доброты.     

И все это происходит от того, что выборы президента у нас не легитимные. И мы все делаем вид, что все хорошо и ,что все будет хорош… Но исходя из чего, и как?    

Санкт-Петербург, 2008, январь, 8.