О патриотизме

25/12/2007 Рубен АНГАЛАДЯН

1. Любовь к отечеству является важной составляющей любого народа. Однако каждый народ в определенный период истории делает тот или иной акцент заряжая всю государственную машину этим очень сильным энергетическим зарядом. Бывает и обратное, когда государство заряжает общество патриотизмом, чтобы решить ту или иную проблему. Так на наших глазах Россия заряжает собственное общество патриотическими устремлениями, что само по себе и не плохо, однако погибают или страдают от слепого национализма или фашизма и армянские юноши и девушки. Российский патриотизм – в своей основе несет идею сильной России, как державы, как имперского государства. Гордость русских за собственный народ и государство, за ту силу, мощь, которая непоколебима как в истории предыдущих веков, так и в будущем. Патриот желает непрерывной мощи России, пусть с издержками в вопросах межнациональных отношений, демократии и прав и свобод граждан собственной страны. И здесь весь парадокс мышления – с одной стороны патриот желает сильную и единую Россию, а с другой демократическую и свободолюбивую, что не очень вяжется с реальностью. Если страна будет реально демократической, то она обязательно распадется на ряд государств, и перестанет существовать в теперешних ее границах.

Патриот США любит свою родину и любит свою свободу в этой родине, считая ее высшим благом для себя и для каждого гражданина мира. В этом именно вопросе и есть ключевое различие двух государств, их доктрина господства, сосуществования и развития.

Армянский патриот – это тот человек, который признает своим главным врагом Турцию и турецкий народ, стоит на защите интересов страны, готов сделать все для признания геноцида, ее последствий, в том числе и защита интересов Карабаха, Джавахка и всех тех земель, которые составляют историческую память армян, как целостный «АРМЯНСКИЙ МИР». Армянский патриот готов отдать жизнь за Армению, нор часто на деле это не так. Поэтому я вынужден сказать, что есть и псевдопатриоты – особенно их много становится в застолье, когда пустословие становится царем пирушки. Или иначе – если на рынке востребовано выражение любви к родине, то самым большим героем является пустозвон.

2. Согласен ли я как аналитик с этим положением дел? И что надо сделать Армении и всему армянскому народу, чтобы выйти на новый виток развития в вопросах регионального стратегического сотрудничества с ведущими державами? Кто-то может сказать, что для этого, хотя в основных параметрах, должно быть в порядке дома. Это правда. Патриоты, бьющие себя в грудь, куда я отношу – все политические партии и саму реальную власть на сегодня реально своим словоблудием, кроме вреда ничем не могут помочь. Страна должна выйти из этого революционного штопора, в который втянули с 1990 года те, которые сегодня стоят вновь перед народом, но уже постаревшими. Страна должна эволюционно перестраиваться и развиваться, но для этого необходимо более правильные ориентиры в будущем, нежели те, которые озвучил премьер. О покупке автомобилей и домов через пять лет, по крайней мере, можно считать легкой шуткой или не серьезным анализом.

3. Армения имеет шанс тихого прогресса, вдумчивого очищения, твердого и неуклонного роста благосостояния, но для этого патриотов в истеблишменте должно быть много меньше, тостов и любимых выражений в застолье (кстати, один из важных инструментов воспитания и узнавания у власти) не должно быть, и тогда можно будет сказать о том, что анализ ведется в реальных параметрах и что мы начинаем понимать свою страну и ту ситуацию в которой оказались. Все это приведет к очищению от коррупции и той деформации, которая всем видна, но стыдливо умалчивается. А ведь выборы, кто бы ни был должны быть выиграны легитимно. Без этого высшие чиновники с такой же легкостью будут управлять и будущим президентом, и парламентом, и правительством. Ибо в таких криминально-патриотических условиях нет лучшего патриота нежели в теплом месте управляющий страной чиновник (от правительства и парламента, от аппарата президента и до губернаторов). Их имена не бросаются на глаза ни в газетах, ни на телевидении, но они есть становой хребет власти, эти великие и бездушные профессионалы манипуляций. Именно они и брали дань во времена римлян или персов, турок или русских, именно они за похлебку могли поступить подло и осудить невинного человека, обобрать нищего. Это они непрерывно совершенствовали свое лицемерие, чтобы в ХХ, а теперь и ХХ1 веке выработать превосходную систему ценностей патриота, наглого и беспощадного, жадного и малокультурного, но абсолютно точно ориентирующегося в системе чиновничьих отношений в системе человек-общество-власть. И пока эта система стоит на этом лжепатриотизме, а не на профессионализме честных людей, страна всегда будет стоять перед лицом исчезновения.

А ведь Армения имеет все шансы выйти за пределы собственных границ и быть субъектом в реальных вопросах регионального сотрудничества в стратегических вопросах международной интеграции..

4. От того, какое содержание гражданин той или иной страны дает патриотизму можно судить об отсталости миропонимания нации, или ее передовых взглядах. А отсталость взглядов нации (такой была наша политическая мысль на протяжении веков, она и сегодня не поднимается выше газетного анализа)- приведет к неизбежному поражению в стратегии, какое бы у нас с вами не было бы мужество и храбрость. Нет наций, которые в порабощенном состоянии не были бы заряжены на крайний патриотизм (яркий пример смертники-палестинские подростки и юноши), на любые жертвы, так было и с нами, в период отсутствия государственности и в период резни, а потом и геноцида. Здесь ярким примером можно считать лозунг партии дашнакцутюна «Смерть или свобода».Такой была не только мысль партии, но и само мышление народа.

Трансформация патриотизма в современных условиях, в развивающемся государстве есть важнейшая задача политической мысли. Вместо этого мы видим, как вчерашние и сегодняшние лидеры партий и общественных, политических объединений все как один бьют себя в грудь говоря о любви к отечеству, которую покинули многие тысячи тех, которые как и сегодняшние твердили о своей любви к Армении. Так было и в Западной Армении, в которой было огромное количество армян-патриотов… Где они и, где Западная Армения? А процесс покидания страны продолжается…

5. Патриотизм в том виде в котором я вижу в Армении есть не что иное как пустой звук, лицемерие тех, которые грабят страну, не понимая, что в этой системе ценностей грабят и уничтожают самую большую ценность в народе – ВЕРУ В СПРАВЕДЛИВОЕ НАЧАЛО В СОБСТВЕННОМ НЕЗАВИСИМОМ ОТЕЧЕСТВЕ. После тяжелейших лет Первой мировой войны, геноцида и распадов двух империй, в которых жила армянская надежда ВЕРА В СПРАВЕДЛИВОЕ НАЧАЛО НЕ БЫЛО УБИТО ТАК, КАК ТЕПЕРЬ. Нам надо говорить друг другу правду. Нам нужна реальность, которую мы должны видеть и понимать, исправлять и жить, а не ложь, которая разрушает все вышеназванные связи.

И пока в стране не появится трезвый и спокойный взгляд на справедливость внутри каждого человека, между человеком-властью и страной не будет никакого будущего ни у страны, ни у человека.