Экономика неравенства

01/12/2007 Эдуард Нагдалян

Недавно глава ЦБ США (т.е. Федеральной резервной системы) Бен Бернанке сделал любопытное заявление. Он назвал угрожающей тенденцией тот факт, что экономический рост в США сопровождается углублением пропасти между богатыми и бедными.

Сегодня проблема неравенства привлекает все большее внимание экономистов и политиков. Зреет понимание того, что мы имеем дело с одной из самых серьезных системных проблем мировой экономики. И без Бернанке было известно, что в большинстве развивающихся стран экономический рост приводит лишь к тому, что богатые становятся богаче, а бедные беднее. Но это списывалось за счет неэффективной экономической политики коррумпированных правительств. Сейчас становится ясным, что и развитые страны не избежали этой участи. Мир становится все более поляризованным.

Первопричина возрастающей пропасти между богатством и бедностью — политика рыночного фундаментализма, в логике которой развивается, в частности, и американское государство. Чего не скажешь, например, о Швеции, в которой социальное неравенство самое низкое в Европе и чья модель рынка является наиболее социально гармоничной. В частности, официальная зарплата министра в Швеции выше зарплаты уборщицы всего лишь в 6 раз!

В Китае разрыв между доходами богатых и бедных также продолжает увеличиваться и власти пока не могут преодолеть эту негативную тенденцию. Однако примечательно то, что китайские власти рассматривают сокращение разрыва в качестве приоритетной национальной задачи и даже не исключают возможности снижения темпов экономического роста (!) для решения этой проблемы. В стране идет серьезная дискуссия, что важнее — социальная гармония или экономический рост любой ценой. Китайцам импонирует первое.

Негативные последствия высокой поляризации разнообразны. Это в первую очередь, рост социальной и политической напряженности, рост преступности. Тот же Бернанке сокрушается, что все большее число американцев перестают ощущать себя полноценными гражданами. Кроме того, сильное неравенство ведет в долгосрочном плане к деградации всей экономики, т.к. растет доля малообразованного населения, не способного ни производить, ни потреблять высокотехнологичные товары. Так что в условиях сильной поляризации о перспективах инновационной экономики можно забыть.

Армения, как и США, также идет по пути рыночного фундаментализма. Вместо того, чтобы способствовать сокращению пропасти между богатыми и бедными за счет соответствующей социальной и налоговой политики, наше правительство, наоборот, увлеченно и самозабвенно способствует формированию олигархии и олигархической модели рынка. Результат уже известен — Армения заняла среди всех 15 постсоветских стран самое последнее, 15-е место по социальному неравенству. Это означает по сути, что мы идем наихудшим путем из возможных.

«Деловой экспресс»