«Самый главный вопрос, с которым беженцы обращаются к нам – это когда они смогут вернуться в родные места?»

19/11/2007 Интервью Заруа Расулзаде

– Как давно вы работаете с беженцами и внутренними переселенцами? Чем  конкретно занимается ваша организация? Какие проекты (вид помощи) вы осуществили, осуществляете?

– Наша организация была основана в 1997 году как первая неправительственная организация юристов Азербайджана с целью оказания бесплатной профессиональной юридической помощи уязвленным слоям населения.  Вначале мы не имели госрегистрации и работали как инициативная группа  под названием «Центр правовой помощи», а после регистрации в Минюсте в 1999 году  работаем под названием «Центр Правового и Экономического Просвещения». Естественно, что беженцы и внутренне перемещенные лица  с первого дня являются одной из главных целевых групп организации.

Помимо основного офиса в Баку, Центр имеет филиалы в Гяндже и Ленкоране и юридические бюро в Кюрдамире, Товузе, Гузанлы (Агдамский район), Агджабеди и поселке Сахиль (Карадагский район).

Центр осуществляет различные проекты в интересах беженцев и вынужденных переселенцев, но основной стратегической задачей является обеспечение их бесплатной юридической помощью.
Это означает, что наши юристы предоставляют этой категории лиц следующие виды бесплатных услуг: индивидуальные и коллективные консультации (в общинах, с выездом на места компактного проживания); телефонные консультации; подготовка жалоб и заявлений, документов в судебные инстанции; защита в суде (в исключительных случаях); организация семинаров и тренингов для общин, чиновников и организаций, работающих с ними;    подготовка и распространение различной информационной литературы (буклеты, брошюры, информационные листы); мониторинг ситуации (включая анализ законодательства); подготовка рекомендаций по вопросам изменения ситуации в интересах беженцев и  вынужденных переселенцев (включая изменение законодательства); лоббирование интересов беженцев и внутренне перемещенных лиц.

– Какие еще общественные организации в нашей стране занимаются проблемами беженцев сегодня, изменилось ли количество этих организаций по сравнению с прошлыми годами, с чем это связано на ваш взгляд?

– Принимая во внимание, что население  Азербайджана  по официальным данным составляет 8 миллионов 600 тысяч человек, а количество  беженцев  составляет примерно 1 миллион, трудно найти организацию, которая хотя бы раз не работала в их интересах независимо от своего профиля. Количество организаций, занимающихся беженцами, увеличивается, так как увеличивается вообще количество общественных организаций. Естественно, что лишь небольшая группа НПО на постоянной основе оказывает помощь беженцам и вынужденным переселенцам. Среди них можно выделить наиболее крупные и стабильные национальные организации, такие как наш Центр, «Хаят», «Умид», «Бута» и другие. Кроме того, с 1998 года действует первая на Кавказе сеть национальных НПО по работе с вынужденными мигрантами «ФАНГОМ», созданная по инициативе нашего Центра и «Хаят», с 2000 года действует Форум НПО Азербайджана. На региональном уровне есть сеть общественных организаций Южного и Северного Кавказа по оказанию помощи вынужденным мигрантам «CRINGO», в которую входят организации из Азербайджана, Грузии, Армении, Юга России и непризнанных образований: (Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах)
 
– Какие международные организации занимаются проблемами беженцев в нашей стране, какие проекты они осуществляют, сотрудничаете ли вы с этими организациями? Сотрудничаете ли вы с организациями, занимающимися беженцами в Армении, Нагорном Карабахе?

– Исчерпывающий перечень международных организаций работающих в Азербайджане по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам трудно сделать, но думаю, что эти сведения имеются в Госкомитете по работе с беженцами. Однако перечислить наиболее крупные и стабильные международные агентства, которые внесли существенный вклад в дело разрешения проблем беженцев и вынужденных переселенцев в Азербайджане не представляет труда: Управление Верховного Комиссара ООН по делам Беженцев (UNHCR) и другие структуры ООН(UNDP; UNICEF;UNIFEM;UNHCHR); Международная организация по Миграции (IOM);. Агентство по Международному Развитию США (USAID), такие международные организации как ОКСФАМ (международная сеть организаций по борьбе с бедностью и по правам женщин), NOVIB (Агентство по Международному Развитию Нидерландов), EED (Агентство по Развитию Евангелистов Германии),  Спасение Детей (Save the Children). Специализированные организации: Датский Совет по Беженцам (DRC);.    Норвежский Совет по Беженцам (NRC).Кроме того ,Международный Валютный Фонд, Всемирный Банк, Институт Открытое Общество (Фонд Сороса), посольства иностранных государств. Как я указал, всех не перечислишь.

Наша организация в разные годы сотрудничала и сотрудничает в настоящий момент с  различными международными организациями. Центр входит в региональные и международные сети, куда входят и армянские НПО. Это сложившаяся практика международных гуманитарных агентств по разрешению конфликтов и оказанию помощи жертвам конфликтов. Например, вместе с государственными  структурами мы являлись участниками Женевского Процесса  с 1998 по 2000 год, где также присутствовали и официальные лица и НПО Армении. При финансовой поддержке ООН мы проводили юридические исследования по беженцам детям в Азербайджане.  Такую же работу параллельно проводили армянские юристы в Армении, грузинские в Грузии. По предложению Спецпредставителя Генерального Секретаря ООН мы проводили сравнительный анализ законодательства Азербайджанской Республики на предмет его соответствия Руководящим принципам ООН по вынужденным перемещениям, такую же работу параллельно осуществляли армянские юристы в Армении и грузинские в Грузии.

– Кто финансирует вашу организацию? Получаете ли вы помощь от   правительства? Сравните ситуацию и размеры   гуманитарной помощи в 1994-1999г., 2000-2004 гг и в настоящее время?

– На этот вопрос я ответил выше. Это те международные организации, с которыми Центр в различное время и по сегодняшний день сотрудничал и сотрудничает.

К сожалению, мы не получали и не получаем помощи от правительства. Однако, целенаправленная работа общественных организаций Азербайджана и прежде всего Форума НПО, членом которого мы являемся, во главе с господином Азаем Гулиевым по созданию специального  государственного фонда для неправительственных организаций близка к успеху.

О ситуации с гуманитарной помощью. Я не чиновник и у меня нет точных сведений о размере гуманитарной помощи. Вначале конфликта и оккупации, сотни тысяч людей вынуждены были под угрозой смерти покинуть в спешке свои дома и имущество. Тем самым создалась ситуация, которую можно охарактеризовать как гуманитарная катастрофа. В связи с этим, гуманитарная помощь, прежде всего, предоставлялась продуктами питания, одеждой, соляркой, строй материалами и т.д. С течением времени структура гуманитарной помощи стала меняться. Наряду с предметами первой необходимости беженцам и вынужденным переселенцам стала предоставляться помощь по созданию общин, обучению различным технологиям и т.д. Со временем, учитывая увеличение добычи нефти и газа, приток капитала, и другие факторы, гуманитарная помощь со стороны международных организаций стала сокращаться и некоторые из агентств стали сворачивать свою деятельность в Азербайджане. А деньги на покрытие нужд беженцев и вынужденных переселенцев  стали выделяться из Нефтяного Фонда Азербайджана.   Думаю, что следующий всплеск активности международных организаций будет в период восстановления возвращенных  наших территорий.

– В какие организации беженцы обращаются чаше за помощью – в общественные организации нашей страны, в государственные структуры или в международные организации, действующие у нас?

– Работа с беженцами и вынужденными переселенцами в Азербайджане ведется целенаправленно по Государственной Программе. В этой программе участвуют как государственные структуры, в первую очередь Госкомитет по делам беженцев, также общественные и международные организации и агентства. Государство все более увеличивает свою долю в финансировании проектов по оказанию помощи беженцам и
переселенцам. В последние годы ощутимую помощь оказывает Фонд имени Гейдара Алиева, возглавляемый послом Доброй Воли Юнеско, супругой президента Азербайджана Мехрибан Алиевой. Фонд строит школы, детские сады, поселки для беженцев. Общественные организации Азербайджана также вносят свой вклад в это общее дело. Так, юристами нашего Центра за 10 лет работы было предоставлено около 10 000 юридических консультаций беженцам и  вынужденным переселенцам.

– Что вы можете сказать об изменении положения беженцев и внутренних переселенцев за последние 12 -13 лет? С какими проблемами беженцы больше всего обращаются к вам?

– Как я указывал выше, с изменением экономической ситуации в стране изменилось и положение беженцев и вынужденных переселенцев. Во-первых, с принятием в 1998 году Закона Азербайджанской Республики «О гражданстве» этнические азербайджанцы – беженцы из бывшей Армянской ССР получили статус гражданина Азербайджанской Республики. Тем самым, государство применило самый высокий уровень политической поддержки беженцев, уравняв их в правах с другими гражданами Республики. В соответствии с Конвенцией ООН по беженцам 1951 года и Протокола к нему 1967 года, предоставление гражданства беженцам, лицам, ищущим убежище и апатридам статуса гражданина страны, где они нашли убежище, является лучшим решением их проблемы. Этот статус является более высоким, чем статус беженца, который предоставляет ООН. Однако, принятие гражданства создало для беженцев  из Армении две проблемы: они лишились привилегий и бонусов, а также потеряли право на возврат в родные места, на землю отцов откуда их изгнали.

Данное обстоятельство стало причиной принятия решения со стороны государства – был принят нормативный акт, согласно которому бывшие беженцы из Армянской ССР были приравнены к внутренним переселенцам , со всеми вытекающими юридическими последствиями. То есть эта группа людей (примерно 250 000 человек) являются и гражданами Азербайджанской Республики и лицами, приравненными к вынужденным переселенцам, что дало им возможность пользоваться льготами и привилегиями. Если раньше беженцы и  переселенцы жили в лагерях и самостройках, то теперь для них строятся новые поселки, школы, детские сады, выделяется земля, создаются рабочие места. Согласно официальным источникам, эта работа будет завершена в 2008 году. Однако, не все так гладко, как хотелось бы. Некоторые поселки для беженцев строятся в близи с линией фронта, что является противоречием для Руководящих принципов ООН по внутренним перемещениям, так как при возобновлении боевых действий беженцы вторично могут стать первыми жертвами . Кроме того, не во всех поселках имеется инфраструктура, рабочие места. Землю получили не все беженцы, а те, кто получили, не имеют возможности ее обрабатывать из-за отсутствия достаточных финансовых средств, чтобы закупить сельхозтехнику, удобрения и т.д. Дома, в которых они живут, не являются их собственностью. За получением необходимой помощи приходится ехать в крупные населенные пункты или райцентры, которые, как правило, находятся на далеком расстоянии. Имеются жалобы на качество строений. Доступ к медицине и юридической помощи затруднен. Несмотря на указанные проблемы, положение беженцев за 12-13 лет изменилось к лучшему. Самый главный вопрос, с которым беженцы обращаются к нам в центр – это вопрос: когда они могут вернуться в родные места?

Материалы подготовлены в рамках проекта, поддержанного британской организацией “Ресурсы примирения” (Conciliation resources). Взгляды, выраженные в материалах, принадлежат ее авторам и могут не совпадать с мнением редакции.