9 июня в Санкт-Петербурге состоится очередной саммит глав государств СНГ. За год, прошедший с аналогичного мероприятия, состоявшегося в том же месте, каких-то серьезных перемен в настроениях президентов в отношении Содружества незамечено – за необходимость существования альянса рьяно выступает разве что казахстанский лидер Нурсултан Назарбаев. Но он известен не только как сторонник СНГ, а как сторонник интеграционных процессов везде и во всем. Большинство членов Содружества не скрывает своего индифферентного отношения к межгосударственному образованию и действует с явной оглядкой на Москву. Другие своего негативного отношения не скрывают. Например, Грузия. Но тоже с оговорками – дескать, СНГ не нужно совершенно, вопрос выхода из него решен, а практический выход из состава будет совершен в удобное для нас время.
Тем не менее Тбилиси пытается выжать из предстоящего саммита максимальную для себя пользу. Президент Михаил Саакашвили, как и год назад, пребывает в сомнениях – ехать или не ехать. В Питер он, по его словам, поедет только в том случае, если удастся встретиться с Владимиром Путиным один на один. Тоже самое было год назад. В итоге во встрече ему было отказано, но в российскую северную столицу он, тем не менее выехал. И встретился-таки с российским лидером. Правда, пользы особой та встреча не принесла – как были напряженными российско-грузинские отношения, такими и остались.
Свою игру попытается сыграть белорусский президент Александр Лукашенко. Энергетика изрядно подпортила отношения Москвы и Минска, вплоть до того, что Александр Григорьевич в поисках альтернативных источников энергии добрался аж до Венесуэлы. В Петербурге он очевидно в той или иной форме попеняет Москве за такое положение дел в отношениях между государствами, не отказавшимися от идеи строительства Союзного государства. Но вряд ли и в этом будет особый толк.
Москва сейчас куда больше заинтересована совместными с Казахстаном, Туркменией и, возможно, Узбекистаном проектами по транспортировке центральноазиатских энергоносителей в западном направлении по своей территории. Поэтому, вероятно, лидеры именно этих стран станут главными для Москвы фигурами предстоящего саммита. Двум другим гостям из этого региона, страны которых обделены углеводородами, скорее всего, суждено быть наблюдателями на «празднике жизни». Хотя и они попытаются как-то разрешить свои проблемы. Например, Таджикистан недоволен Узбекистаном, препятствующим в силу географического положения установлению тесных связей с богатым Казахстаном.
Молдавский лидер Владимир Воронин приложит максимум старания, чтобы «доплавить» лед в отношениях с Москвой. Не так давно анонсировалось возвращение молдавской сельскохозяйственной и винодельческой продукции на российские рынки. Но товаров на прилавках все еще нет, и президент, очевидно, постарается как-то ускорить этот затянувшийся процесс.
Очевидная интрига петербургского саммита заключается во встрече президентов Армении и Азербайджана Роберта Кочаряна и Ильхама Алиева. Давно посредники переговорного процесса не излучали такого оптимизма, как сейчас. Давно от представителей Минской группы не были слышны относительно конкретные заявления. В эти же дни они говорят о грядущем серьезном прорыве в процессе урегулирования, а об освобождении 7 азербайджанских районов рассуждают с такими интонациями, как если бы это дело было свершенным.
С не меньшим интересом ожидается встреча Владимира Путина с Виктором Ющенко. Политический кризис, завершившийся договором о проведении досрочных выборов в конце сентября, продемонстрировал настроения мирового сообщества. Москва, в отличие от Запада, симпатизировала премьер-министру Виктору Януковичу. В связи с возможная встреча президентов приобретает некоторую остроту. Если, конечно, она состоится.
Вместе с этим российское экспертное сообщество полагает, что ничего особенного в Петербурге не произойдет – дескать, мероприятие, скорее, светское, чем политическое. Иными словами, они подтверждают расхожее мнение о том, что СНГ, не претендуя на эффективное межгосударственное образование, переродилось в некий клуб бывших республик СССР.