Итог большой иракской войны должен изменить расстановку сил в регионе, где у Армении свои стратегические интересы. Сегодня видны некоторые контуры одного из возможных сценариев, который написан Вашингтоном, и который, по их мнению, должен дать определенный стабильный тонус, или сбалансированную взаимосвязь между всеми реальными легитимными силами региона. Речь идет о разделе Ирака на три государства.
Иракская война не столько война против диктаторских амбиций восточных правителей, не столько против крайне регрессивных исламских сил, чьи политические комбинации внутри какой-либо религии приводят к терроризму, в том числе и терроризму при проведении государственной политики, сколько за свободу и демократию в важном регионе, богатом стратегическим сырьем.
Нерешенность палестинской проблемы, противостояние между арабским миром и блоком Израиль-США усугубило положение дел, особенно после распада СССР, одного из главных игроков этого противостояния. Далее, внутри этих отношений были сформированы ряд международных террористических организаций и в самом регионе, которые позволили появлению той международной опасности, которая сегодня тревожит все цивилизованные государства мира. С глобализацией информационных технологий угроза международного терроризма приняла особый размах. Тем более, что некоторые страны в регионе свою государственную политику ведут на этих началах.
Турция – сложный конгломерат миропонимания, где большая часть населения живет в устойчивых родовых отношениях. В том числе и курды, чьи потуги создать собственное государство являются одним из определяющих направлений для распада сегодняшней Турции. Официальная Анкара вот уже много лет борется (в том числе и с помощью армии) с курдами, желая подчинить их своей воле.
Иракская война создала благоприятные условия для самоопределения курдов, которые сегодня политически возмужали, и являются основной опорой стабильности на севере Ирака, а так же проводником американской политики в регионе. Отсюда курды интересны США еще и как этнос, проживающий как в Турции, так и в Иране. Это важные рычаги воздействия на эти страны.
Турция – член НАТО, имеющая многочисленную и достаточно мобильную армию, и желающая быть принятым в Европейский Союз. Турция многие десятилетия в холодной войне с СССР была важным проводником для США этого противостояния. Сегодня роль Турции намного уменьшилась, однако турецкие политические круги желают хорошо сочетать политическую игру внутри страны с дипломатическими комбинациями, как с мусульманским миром, так и с Западом. Это лицемерие или тонкое умение политических кругов Турции скрывать истинное положение дел в стране, преподносить миру собственные планы, как важные услуги, как Западу, так и мусульманскому миру.
Если произойдет раздел Ирака и курды получат собственную страну, которая, по всей видимости, будет под патронажем США неизбежно возникнет вопрос части курдского народа, который проживает на территории Турции. Будет ли демонтаж Турции? Ведь Турция удерживает со времен Османской империи не только курдские территории, но и западно-армянские. И если будет демонтаж, то он имеет и юридическое обоснование – от деколонизации Османской империи воспользовались все народы Османской империи, кроме армян и курдов.
Ситуация вокруг большой иракской войны может привести к такому развитию сценария, ибо уже сегодня видно, что сбалансированность сил в регионе должен иметь иной расклад, а не тот, который существовал до начала свержения диктатора в Ираке.
Турция в лице нового президента Франции Саркози имеет серьезного противника в разрешении возможно одного из самых важных турецких проектов – вступление Турции в Европейский союз. Надеюсь, что официальная Франция примет полный пакет законов по армянскому геноциду. Кстати, поступательное движение в вопросе принятия армянского геноцида мировым сообществом есть факт неизбежный и так же определяющий.
Я не склонен видеть в вступлении Турции в Европейский союз нечто стратегически положительное для Армении. Как, впрочем, и отрицательного. Кипрская проблема нас многому учит.
Смерть и похороны превосходного журналиста и мужественного гражданина Г. Динка говорит о том, что малочисленная армянская диаспора имеет колоссальное влияние на миропонимание не только на интеллектуальную элиту Турции, но и на простых турок.
Конструктивный диалог Ирана и США позволит региону вступить в спокойное время, и поможет Армении принять важные функции стабилизирующего вектора в международных отношениях, как в регионе Южного Кавказа, так и в более широком смысле.
Как в новых условиях (к моменту завершения войны) поведет арабский мир по отношению к Израилю, как будет развиваться палестинское государство, все это есть важнейшие элементы стабильного развития всего большого региона. Кстати, присутствие Армении в обсуждении по Ираку в Шарм Эль-Шейхе показывает, что страну воспринимают как элемент ближневосточной политики.
Однако процесс вписания Армении регион проходит в русле провинциального миропонимания, что приводит к очень большим издержкам. Одним из показателей которых есть бессовестная коррумпированность всей системы власти, охватившее все общество. Собственно, можно сказать, что в период независимости Армении появилась система государственной власти, тотально ориентирующаяся на коррупцию. А это чрезвычайно тревожный показатель, ибо выбор людей, идей, программ и т.д. идет в русле сильнейшей деформации личности, ибо коррупция учит лицемерию, жестокости и личному обогащению.
Армения, по мнению западных и российских аналитиков, потеряла огромные возможности, учитывая благоприятную ситуацию международных отношений.
Что выгодно Армении, и как она должна поступать, если впервые может столкнуться с ситуацией, когда его национальные интересы (воссоздание армянского мира) могут совпасть с международной конъюнктурой? Сможет ли она понять эту ситуацию, среагировать адекватно, имеет ли она ресурсы для осуществления национальных чаяний?.. Ведь самый важный недостаток национального мышления, его государственного анализа всегда остается тот факт, что жизнь, свобода и развитие человека в пространстве правового поля игнорировались. Говоря иными словами, жизнь человека в стране ничего не стоила и не стоит. И так до каких пор?