Прошедшие парламентские выборы в Армении в России расцениваются как дебютная часть комбинации по передаче поста президента нынешнему премьер-министру Сержу Саркисяну. Многочисленные российские наблюдатели, работавшие в Армении, собственно от России и от СНГ, никаких нарушений не выявили и назвали состоявшееся мероприятие образцовым. Более того, чуть ли не призвали своих зарубежных коллег взять эту оценку в качестве базовой для собственных.
Такое отношение вполне закономерно. Москву устраивает нынешняя ситуация в Армении, уровень межгосударственных отношений, а, стало быть, зачем что-то менять?! Совсем не факт, что внутренние перемены в Армении выведут российско-армянские отношения на какой-то новый качественный уровень, а не наоборот – вызовут ухудшение. А это совсем не вписывается в планы Москвы, оставшейся на Южном Кавказе фактически с одним предсказуемым партнером.
И именно в этом следует искать мотивы странных на первый взгляд заявлений ряда не прошедших в парламент армянских оппозиционеров о том, что нынешние власти сделали все для… ухудшения российско-армянских отношений, о том, что нынешние власти… не являются реальными союзниками Москвы, о том, что нынешние власти… реальному партнерству с Россией предпочли лицемерные политические девизы и т.д. Расчет наивен – убедить каким-то образом Москву в своей большей, чем власти, «пророссийскости», и, чем черт не шутит, добиться успеха на приближающихся президентских выборах. Аналогичные заявления-реверансы делаются в сторону Запада. С тем же расчетом.
Но расчет изначально неверен. На Южном Кавказе сейчас напрягающая Запад нестабильность. Складывается она из неурегулированности трех кровопролитных региональных конфликтов, из автократического режима в Азербайджане, из внутренней сумбурности и невнятицы в постреволюционной Грузии, из в целом низкого уровня жизни, повышение которого никак не сопоставимо с огромными средствами, вбуханными Западом конкретно в это дело. Нужны ли при этом новые резкие колебания в одной стран? Вряд ли.
Почему России не нужны эти колебания в Армении, уже сказано. Добавим еще и то, что России от внутриармянских перемен по большому счету не холодно и не жарко. Незадолго до парламентских выборов один «большой» работник МИД РФ на вопрос корр. «168 часов» о том, что Ереван смущен тем, что Москва как-то совершенно индифферентно относится к событиям 12 мая, тогда как западные эмиссары заметно активизировались, после дипломатичных рассуждений о мудрости и воле армянского народа, способного выбрать парламент без рекомендаций и советов извне, допустил циничный комментарий типа того: чтобы не случилось на выборах, Армения от нас (в смысле России) никуда не денется. Как хотите так и понимайте. Вероятно, под этим подразумевалось зависимое от Москвы положение дел в экономике, карабахский конфликт, тысячи армян, находящихся в России и др. А раз так, то какой-то поддержки перед президентскими выборами кому-либо из будущих кандидатов ожидать, очевидно, не стоит – «у армянского народа хватит мудрости и воли, чтобы избрать своего президента без советов и рекомендаций извне». Потому и оценка парламентских выборов в российских СМИ фактически сводится к ставшему банальным словосочетанию: «передача власти». А если уточнить, то от Роберта Кочаряна Сержу Саркисяну.