Пожалуй, именно из-за превалирования существующих на бумаге общественных организаций и их бездеятельности общественность обходит равнодушием эти структуры. Согласно результатам опроса, проведенного в 2003 г. Международным фондом избирательных систем, 43,3 процента совершеннолетних граждан не знали, что такое общественные организации.
Так что же собой представляют общественные организации, чем они занимаются, насколько эффективна их работа и откуда они финансируются? Это не преследующие прибыли негосударственные организации. Первый закон об общественных организациях (ОО) был принят в Армении в 1996 г., а в 2001 г. НС принял новый закон, который в значительной мере упростил процедуру регистрации ОО, чем и объясняется их изобилие. Можно сказать, что до землетрясения ОО у нас, как таковых, не было – они начали создаваться в основном после землетрясения – именно с этих времен начинается развитие и распространение ОО в Армении. Насколько, вообще, необходимы такие организации? Есть сферы, где государственные программы не столь эффективны – из-за скудости средств и по другим причинам. Можно привести в пример вопросы прав человека, экологии, беженцев, пожилых людей и инвалидов, детей, в решении которых ОО могут играть весьма значительную роль.
Однако для каждого дела нужны финансовые средства. Добыть их – самая большая задача. Согласно закону, собственность организации возникает из членских взносов, грантов и пожертвований.
Рассмотрим эти источники по отдельности. Начнем с членских взносов. Понятное дело, что не только в Армении, но и в любой другой стране невозможно развернуть серьезную деятельность на одни лишь членские взносы. Другим источником внутреннего финансирования являются пожертвования. То есть, предполагается, что фирмы и компании, действующие в стране, должны предоставлять ОО деньги для развертывания ими своей деятельности. Однако руководители ОО с нескрываемой горечью утверждают, что ни один бизнесмен не предоставляет им денег. Более того, в последнее время многие бизнесмены сами начинают создавать ОО, которые начинают бурную деятельность только в предвыборный период. С этим нельзя не согласиться, хотя с другой стороны, отметим, и осуждать никого нельзя. Доверие к ОО в Армении не слишком высоко, и никто не возьмется со стопроцентной уверенностью утверждать, что расход денег будет целевым. Заметим, кстати, что закон разрешает ОО создавать коммерческие общества с ограниченной ответственностью и за счет их доходов осуществлять свою деятельность. Однако лишь очень малая часть ОО воспользуется этой возможность. Во-первых, не хотят сталкиваться с налоговыми органами, а во-вторых (правда, это субъективное мнение), зачем мучиться, если средства можно раздобыть гораздо более легким путем? И, кстати, ОО выдвигают еще одно требование: установить налоговые льготы для создаваемых ими ООО.
С точки зрения финансов есть еще один источник – государственное содействие. В прошлом году из бюджета ОО было предоставлено 50 млн драмов. Проектом бюджета на 2006 г. предусматривается удвоить эту сумму, доведя до 100 млн драмов. По этому вопросу мнения расходятся. Некоторые считают, что хотя сумма эта небольшая и серьезных дел на эти деньги не сделаешь, однако сам факт государственной поддержки можно только приветствовать. Другие категорически против, утверждая, что власти по любому удобному поводу будут разглагольствовать о том, что поддерживают ОО, тогда как в атмосфере всепроникающей коррупции процесс беспристрастного распределения и дальнейшего целевого использования этих дотаций вызывает серьезные (признаемся – и небезосновательные) сомнения.
Итак, за счет каких же средств поддерживают свое существование общественные организации? Конечно, на средства международных донорских организаций. Так, например, в 2003 г. общая сумма грантов, напрямую предоставленных ОО Армении всеми донорами, составила 12,5 млн долларов США. По сравнению с этой сумой предусмотренные бюджетом 200 тыс. долларов выглядят, разумеется, просто смешно. Самым крупным донором ОО является правительство США, которое в течение 2001-2004 гг. предоставило сектору неправительственных ОО более 39 млн долларов. НЕ секрет, что многие ОО созданы именно с целью получения иностранных грантов – они просто проедают их, не совершив ничего полезного. Именно поэтому в нашей действительности появилось новое слово – «грантоеды». Это учли и зарубежные доноры, поэтому получить грант сегодня уже не так просто. Впрочем, у международных и иностранных организаций появился и еще один веский довод: ваша страна в последние годы характеризуется двузначными цифрами экономического роста, так что вы можете уже обойтись и без нас. Но, как бы там ни было, деньги пока еще дают. Некоторые состоявшиеся ОО на эти деньги действительно делают серьезное дело. Но…
Если финансирование поступает извне, то и требования диктуются оттуда же. Однако руководители наших ОО утверждают, что хотя деньги и поступают из-за границы, они сами определяют, как и на сто их тратить. Это, мягко выражаясь, не совсем так. Грант выдается под конкретную программу и при определенных условиях. Во многих случаях армянские ОО не слишком задумываются о том, насколько эти программы отвечают нашим национальным интересам и насколько соответствуют нашему национальному облику. Попытаемся обосновать это.
Как уже говорилось, одним из главных источников финансирования является правительство Моединенных Штатов в лице Агентства международного развития (USAID). В течение 2002-2004 гг. благодаря его финансированию 6 армянских ОО осуществили программу (примерно на полмиллиона долларов), которая, как указывается в соответствующем интернетовском сайте, называется «Программа внутреннего беспорядка насилием». Что, непонятно? Это просто не слишком правильный перевод с английского «Domestic Violence Program», а на самом деле она обращена к жертвам семейного насилия. Теперь попытаемся определить, кто же эти самые жертвы. Это жена, которую стукнул муж или ребенок, которому мать дала оплеуху. Это, согласно некоторым ОО, великая несправедливость, которую нам необходимо искоренить. «В системе ВД на это смотрят словно бы сквозь пальцы. Говорят, семья, мол, дом, стоит ли ради одной оплеухи принимать меры? И именно из-за этого жена не хочет обращаться к правоохранительным органам», – говорит директор Ванадзорского отделения Хельсинкской ассоциации Арарат Маргарян. Возмущаются тем, что жена не оставляет мужа-драчуна и не обращается в правоохранительные органы, потому что детям нужен отец. Конечно, мы и сами не приветствуем мужей, избивающих жен, но если жена не протестует, то вы-то чего вмешиваетесь? Ну, скажем, вы пошли, разъяснили ей, что она не рабыня, что она может обратиться в суд. Ну, обратилась она в суд, мужа посадили, семья распалась. Что, это лучше? Вы наверняка помните историю о муже и жене и их кольце из любимого армянского фильма, так чего же суетесь между пальцем и кольцом?..
Но даже если в отношениях между мужем и женой вмешательство еще в какой-то степени понятно, то в отношениях родитель-ребенок дело доходит до нелепости. «Как можно допустить, чтобы мать ударила сына?!..» Однако кто поверит, что член Бог весть какой ОО думает о ребенке больше, чем его собственная мать? В США принято, что за оплеуху ребенку родителя могут отдать под суд – это «вершина демократии»! Нужна ли нам демократия такого уровня? Часто встречающийся в американских фильмов сюжет – «Папа меня бил в детстве, я переживал стресс, поэтому я вырос дебилом» – пытаются навязать нашему народу. Ну никак это не вяжется с одной из наших народных песен: «Кто ребенком от маминого наказания не плакал, то вырос сиротой…» Будь по-ихнему, 90% армянского народа должно было быть душевнобольными…
Встречаются, однако, и совершенно нелепые случаи, когда жертвой семейного насилия является не женщина или ребенок, а… мужчина, отец семьи. Кстати, многоуважаемые доноры считают, что когда глава семьи мужчина – это очень плохо. «Патриархальные традиции еще очень глубоко укоренены в Армении. Даже в тех случаях, когда супруги имеют одинаковый уровень образования и рабочего опыта, мужчина редко занимается домашними делами и заботится о детях…» Это – из исследования специалистов USAID, и комментарии тут, как говорится, излишни. Это именно тот случай, когда «вместо арбы скрипит возчик». Так и подмывает предложить: если уж вы так заботитесь о наших женщинах, то приходите к нам помыть посуду!
Удивляться не стоит. Ведь иностранцы привыкли, чтобы жена, придя с работы домой, застала мужа стирающим ее исподнее. А мы не привыкли и тем необычны для иностранцев, желающим положить конец «эксплуатации».
Желают и дают деньги на подобные нелепые программы. Как уже укзывалось, в течение 2002-2004 годов на такого рода программы было направлено около полумиллиона долларов. В стратегической программе USAID на 2004-2008 годы осуществлению программ такого типа в Армении придается большое значение, и финансирование, скорее всего, будет продолжено. К этому агентству присоединился и фонд ООН по развитию женщин. Победителям объявленного конкурса обещан грант в 100 тысяч долларов США.
И это как раз тот случай, когда соглашаешься, что лучше бы ОО брали деньги и тратили их на собственные нужды, чем пытались заняться хоть чем-то в этом направлении. Признаем: да, мы грубы, вспыльчивы, у нас много плохих черт, но уж в уважении к женщинам армянский мужчина вряд ли уступит кому-нибудь. И в этом деле мы в чужих советах не нуждаемся. Предпринимая любую программу, надо бы, кроме денег, учитывать и еще кое-что. Если мы, развесив уши, будем слушать все эти американские и европейские структуры, то скоро посадим себе на шею (если уже не посадили) всякого рода сексуальные и религиозные меньшинства. И хуже всего, что находятся среди армян люди, которые не осознают или не хотят осознавать этого. Стоит ли ради нескольких грошей разрушать семью, а затем, подобно товарищу Панджуни, с самодовольной гордостью констатировать: «Революционный принцип спасен – Цаплвар разрушен!»? И, подобно тому же тому же литературному герою приписать в конце письма: «Деньги шлите на мой новый адрес» – в очередной раз доказывая, что «грантоед» самое что ни на есть точное определение.