Не зря в последние годы информационные технологии считаются приоритетными в Армении. Нынешние парламентские выборы сфальсифицированы по высоким технологиям. Все было организовано настолько гладко, что не возникло даже необходимости в мордобое и краже избирательных урн. Отдельные переполохи “местного значения”, конечно, имели место, однако их “темой” были не сами фальсификации, а вопрос, в пользу кого они должны быть осуществлены.
Однако это не единственная особенность нынешних выборов. Новшество в том, что лидеры проигравших политических сил обвинили в фальсификациях не власти, а народ. Сказанное касается , в частности, Тиграна Карапетыча (чисто по-человечески его недовольство понятно). Арташес Гегамян заявил, что фактически народ не принял его анитикризисную программу и повторил известную истину: каждый народ достоин своего правительства.
Проблема в том, что говоря “народ” нельзя представлять несколько тысяч нищих и бедняков, получивших предвыборную взятку в 5000 драм. Произведем небольшой подсчет. В Армении было 1920 избирательных участков, в каждом участке – 9 членов комиссии, то есть, почти 17000 человек. Сколько человек из этих 17000 пожаловались на нарушения в ходе голосования (не говоря о попытке пресечения). В лучшем случае 1000. То есть, 16000 человек не заикнулись о нарушениях. Кроме того, на каждом участке за процессом наблюдали по меньшей мере двое (полицейский, “крутой парень” и т.д.). Итого, почти 50000 человек приняли участие в фальсификациях. А кто были члены комиссий. Уж точно не из благотворительной организации “Парос”. В основном это были учителя, чиновники среднего звена и т.д. Именно с их согласия были сделаны фальсификации. А ведь они также граждане страны: кто сказал, что народ – это только социально необеспеченные.
Между тем, говоря о массовых фальсификациях, мы берем данные не из воздуха. К примеру, лидер партии “Наследие” Раффи Оганесян официально заявляет, что его партия набрала 250 тысяч голосов, а зарегистрировано было 80 тысяч. То есть, только в случае с его партией сфальсифицировано 170 тысяч голосов. А это составляет 12% всех голосов. Следовательно, результаты выборов существенно изменены. Такие же цифры приводят руководители других партий.
Между тем, нынешние выборы отличаются от прошлых тем, что налицо серьезные разногласия не только между международными организациями и властями, но и между этими структурами и оппозицией, Оппозиция утверждает, что выборы были сфальсифицированы в превратной форме, а международные организации отмечают, что нарушения были “незначительными”. Пичина, конечно, не в том, что мы сумели всей нацией “обмануть” мировое сообщество (хотя кое-кто отмечает, что фальсификации действительно были виртуозными, даже Дэвид Коперфилд бы не сумел), , а в том, что международное сообщество довольно, что не было жертв, и потом, им понравилось, что в нынешнем парламенте будут прорусская власть и прозападная оппозиция ( а не как в прошлый раз – прорусская власть и не менее прорусская оппозиция). Скорее всего, Западу кажется, что на президентских выборах прозападному Раффи Оганесяну удастся бороться с прорусским Сержем Саркисяном, и “цветная революция” осуществится. В 2003 году такого шанса не было именно по той причине, что не мог прорусский Степан Демирчян осуществить “цветную революцию” против прорусской власти.
Так или иначе, международное сообщество достигло определенного: не сумело освободить Армению от прорусской ориентации, но освободило ее от прорусской оппозиции.
Уже сегодня очевидно, что на президентских выборах Раффи Оганесян или Артур Багдасарян будут бороться не против Сержа Саркисяна, а против Степана Демирчяна и Арташеса Гегамяна. Так что, для оказавшейся вне парламента оппозиции всегда найдется работа.